Новости

Марина Липецкая приняла участие в панельной дискуссии "Передовые инженерные школы в фарватере социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики" в рамках ВЭФ

При обсуждении задач передовых инженерных школ на Дальнем Востоке важно обратить внимание на то, как лидеры регионов видят ключевые задачи своего развития. В рамках ВЭФ руководители региональных органов власти неоднократно подчеркивали, что развитие университетов является стратегически важным фокусом их внимания по ряду причин, прежде всего — это привлекательность региона для молодежи и семей с детьми старшего возраста.
Если передовая инженерная школа на Дальнем Востоке стремится быть востребованной в масштабе региона, то она, вероятно, будет решать следующие группы задач.

Во-первых, регионы находятся в процессе перехода к новой экономической специализации в отраслях с высокой добавленной стоимостью, продуктов глубоких переделов, передовых технологий. В рамках этого перехода неизбежен рост спроса на компетенции инженеров по созданию конечных продуктов, разработки готовых технологий и организации высокотехнологичного производства. Производственная и продуктовая модель инженерных школ на Дальнем Востоке будет востребована. Один из примеров, на который могут ориентироваться университеты Дальнего Востока, — направленность ПИШ Политеха в Санкт-Петербурге на создание цифровых двойников, что является востребованным технологическим продуктом в бизнесе. Студенты учатся не только создавать решения, но и внедрять их в качестве новых "активов" у заказчиков.

Второй ключевой задачей передовых инженерных школ на Востоке является привлечение и удержание талантливых студентов. Особенно важно конкурировать за поколение "Зет", которое ценит комфорт и разнообразие окружающей среды. Сегодняшняя молодежь придаёт большое значение не только полученному диплому, но и опыту, который они получают во время учебы. Поэтому инженерным школам необходимо предложить уникальные условия и опыт, обеспечивая насыщенность учебного процесса различными событиями. В этом отношении можно обратить внимание на опыт ПИШ ИТМО. В городе Альметьевск в партнёрстве Татнефти, АГНИ и ИТМО создается новая интердисциплинарная ПИШ, которая предлагает высокое качество образования и уникальное содержание научных и предпринимательских проектов. Благодаря сочетанию средовых и содержательных факторов, школа привлекает абитуриентов и сотрудников со всей страны.

Третьей актуальной задачей для регионов Дальнего Востока является балансировка возможностей рынка труда в условиях быстрого развития промышленного сектора. В связи с интенсивным инвестиционным ростом, регионы сталкиваются с дефицитом кадров, особенно средней квалификации, рабочих профессий, сервисных кадров и работников социальной сферы.

Возникает вопрос о возможной роли передовых инженерных школ не только в рамках высшего образования, но и за их влияние на всю систему, включая школьный и средний профессиональный уровень, переподготовку. Речь идет о методической и педагогической миссии, которую инженерные школы должны принять на себя в рамках реорганизации системы подготовки кадров в соответствии с отраслевыми приоритетами территории. Подобные задачи по модернизации отраслевой подготовки на всех уровнях ставит перед собой университет "Станкин".