Новости
Завершился второй модуль сетевой образовательной программы Фонда ЦСР «Северо-Запад» и Корпоративного университета Смольного
24–25 марта прошёл второй модуль специализированной образовательной программы для команд развития университетов «Стратегическое планирование развития вуза». Темой модуля были модели развития вузов, коммерциализация результатов исследований и технологическое предпринимательство.
Открыл лекционную часть первого дня ректор МФТИ Дмитрий Викторович Ливанов с презентацией модели развития исследовательского университета. МФТИ в ближайшем будущем сделает ставку на трансформацию исследовательской политики вуза на решение прикладных задач. Дмитрий Викторович сделал акцент на основной задаче университета − собрать российских исследователей в коллективы для работы над задачами федерального масштаба (НИИ 2.0), при этом для выполнения задачи критически важно формирование источников длительного финансирования (8–10 лет).
Тему моделей вуза продолжил ректор МИФИ Владимир Игоревич Шевченко, который представил модель развития инженерного университета. Владимир Игоревич рассказал слушателям о модели подготовки инженеров-исследователей в МИФИ, стратегических проектах и формировании новых рынков и отраслей, а также обозначил направления и механизмы развития вуза:
-
работа с талантами;
-
подходы к подготовке с фокусом на ценность понимания;
-
выращивание лидеров;
-
плотность научной среды;
-
научно-исследовательская эффективность;
-
развитие экосистемы.
Научный руководитель программы, директор ЦСР «Северо-Запад» Марина Сергеевна Липецкая обозначила контекстные рамки для анализа трансформации модели вуза в текущей ситуации и выделила четыре основные:
1. Перестройка технологических систем
-
Замена критически важных узлов (1–2 года), когда вузы могут предложить свои разработки;
-
Импортозамещение/реинжиниринг существующих систем (2–3 года);
-
Перспективные разработки/продукты (5–7 лет).
2. Разворот глобальной картины (новая география):
-
выход на новые рынки;
-
ориентация и кооперация внутри страны.
3. Социально-культурная ситуация (прежде всего, кадровый вопрос);
4. Бюджетные дефициты.
Модели университетов, которые вузам было предложено примерить на сегодняшний день:
1. Исследовательский
2. Инженерный
3. Классический
4. НЕклассический
По итогам групповой работы в первый день участники представили итоги работы в межмодульный период, трансформацию целевой модели вуза и стратегии действий в ответ на вызовы.
Второй день модуля программы был посвящён трансферу технологий и технологическому предпринимательству в современном вузе.
Александр Давидович Фертман, директор департамента по науке и образованию Фонда «Сколково», рассказал о системе коммерциализации и трансфере технологий в вузе. Он подчеркнул, что сегодня один из главных вызовов для современного вуза − показать, что вкладывать в науку экономически выгодно для страны. Среди текущих приоритетов развития для вузов Александр Давидович выделил человеческий капитал, академическое и технологическое превосходство, лидерство в создании ценности и кампус.
Серийный предприниматель, со-основатель стартап-студии ТехноСпарк Денис Александрович Ковалевич обозначил рамки для выбора модели подготовки технологических предпринимателей в вузах. Денис Александрович рассказал о ситуации с технологическим предпринимательством в России, о принципиальном замысле технологического стартапа, традиционной и альтернативной ей подготовке технологических предпринимателей.
Опытом создания центров трансфера технологий (ЦТТ) в вузах поделились Борис Алексеевич Новиков, директор ЦТТ ЛЭТИ, и Кирилл Ильич Зубарев, ведущий специалист ЦТТ НГТУ НЭТИ.
Лидеры команд участников программы представили свои предложения по совершенствованию системы коммерциализации исследований и разработок в вузе после работы в группах.
Третий модуль образовательной программы «Стратегическое планирование развития вуза» пройдёт 14–15 апреля. Всего в программе предусмотрено шесть двухдневных очных образовательных модулей, которые пройдут в течение 2,5 месяцев.
Ведущая образовательной программы: директор СПб ГБОУ ДПО «Ресурсный центр» Эльвира Михайловна Ребко,
Научный руководитель программы: директор ЦСР «Северо-Запад» Марина Сергеевна Липецкая.
Команда проекта:
Ирина Ласкина, начальник сектора конгрессной деятельности и образовательных мероприятий СПб ГБОУ ДПО «Ресурсный центр»;
Марина Аларичева, руководитель проектного направления ЦСР «Северо-Запад»;
Данил Сенюшкин, аналитик ЦСР «Северо-Запад».