Новости

Завершился второй модуль сетевой образовательной программы Фонда ЦСР «Северо-Запад» и Корпоративного университета Смольного

24–25 марта прошёл второй модуль специализированной образовательной программы для команд развития университетов «Стратегическое планирование развития вуза». Темой модуля были модели развития вузов, коммерциализация результатов исследований и технологическое предпринимательство.

Открыл лекционную часть первого дня ректор МФТИ Дмитрий Викторович Ливанов с презентацией модели развития исследовательского университета. МФТИ в ближайшем будущем сделает ставку на трансформацию исследовательской политики вуза на решение прикладных задач. Дмитрий Викторович сделал акцент на основной задаче университета − собрать российских исследователей в коллективы для работы над задачами федерального масштаба (НИИ 2.0), при этом для выполнения задачи критически важно формирование источников длительного финансирования (8–10 лет).

IMG_6369.JPG

Тему моделей вуза продолжил ректор МИФИ Владимир Игоревич Шевченко, который представил модель развития инженерного университета. Владимир Игоревич рассказал слушателям о модели подготовки инженеров-исследователей в МИФИ, стратегических проектах и формировании новых рынков и отраслей, а также обозначил направления и механизмы развития вуза:

  • работа с талантами;

  • подходы к подготовке с фокусом на ценность понимания;

  • выращивание лидеров;

  • плотность научной среды;

  • научно-исследовательская эффективность;

  • развитие экосистемы.

photo1648472153.jpeg

Научный руководитель программы, директор ЦСР «Северо-Запад» Марина Сергеевна Липецкая обозначила контекстные рамки для анализа трансформации модели вуза в текущей ситуации и выделила четыре основные:

1. Перестройка технологических систем

  • Замена критически важных узлов (1–2 года), когда вузы могут предложить свои разработки;

  • Импортозамещение/реинжиниринг существующих систем (2–3 года);

  • Перспективные разработки/продукты (5–7 лет).

2.    Разворот глобальной картины (новая география):

  • выход на новые рынки;

  • ориентация и кооперация внутри страны.

3.    Социально-культурная ситуация (прежде всего, кадровый вопрос);

4.    Бюджетные дефициты.

Модели университетов, которые вузам было предложено примерить на сегодняшний день:

1.    Исследовательский

2.    Инженерный

3.    Классический

4.    НЕклассический

IMG_6350.JPG

По итогам групповой работы в первый день участники представили итоги работы в межмодульный период, трансформацию целевой модели вуза и стратегии действий в ответ на вызовы.

IMG_6650.JPG

Второй день модуля программы был посвящён трансферу технологий и технологическому предпринимательству в современном вузе.

Александр Давидович Фертман, директор департамента по науке и образованию Фонда «Сколково», рассказал о системе коммерциализации и трансфере технологий в вузе. Он подчеркнул, что сегодня один из главных вызовов для современного вуза − показать, что вкладывать в науку экономически выгодно для страны. Среди текущих приоритетов развития для вузов Александр Давидович выделил человеческий капитал, академическое и технологическое превосходство, лидерство в создании ценности и кампус.

photo1648472153 (1).jpeg

Серийный предприниматель, со-основатель стартап-студии ТехноСпарк Денис Александрович Ковалевич обозначил рамки для выбора модели подготовки технологических предпринимателей в вузах. Денис Александрович рассказал о ситуации с технологическим предпринимательством в России, о принципиальном замысле технологического стартапа, традиционной и альтернативной ей подготовке технологических предпринимателей.

photo1648472153 (2).jpeg

Опытом создания центров трансфера технологий (ЦТТ) в вузах поделились Борис Алексеевич Новиков, директор ЦТТ ЛЭТИ, и Кирилл Ильич Зубарев, ведущий специалист ЦТТ НГТУ НЭТИ.

IMG_7160.JPG

Лидеры команд участников программы представили свои предложения по совершенствованию системы коммерциализации исследований и разработок в вузе после работы в группах.

IMG_6460.JPG

Третий модуль образовательной программы «Стратегическое планирование развития вуза» пройдёт 14–15 апреля. Всего в программе предусмотрено шесть двухдневных очных образовательных модулей, которые пройдут в течение 2,5 месяцев.

Ведущая образовательной программы: директор СПб ГБОУ ДПО «Ресурсный центр» Эльвира Михайловна Ребко,

Научный руководитель программы: директор ЦСР «Северо-Запад» Марина Сергеевна Липецкая.

Команда проекта:

Ирина Ласкина, начальник сектора конгрессной деятельности и образовательных мероприятий СПб ГБОУ ДПО «Ресурсный центр»;
Марина Аларичева, руководитель проектного направления ЦСР «Северо-Запад»;
Данил Сенюшкин, аналитик ЦСР «Северо-Запад».


ФОТОАЛЬБОМ