Новости

ЦСР «Северо-Запад»запускает Школу ключевых исследователей нового поколения // Школа PI НОЦ Юга России как пилот

17.09.2021


Школа ключевых исследователей (или Школа PI) – сетевой образовательный проект, направленный на развитие профессиональных навыков и карьерных возможностей молодых ученых. Проект инициирован Фондом ЦСР «Северо-Запад» в 2018 году, Поддержан Правительством и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.


Первое поколение Школ PI (2018-2020 годы) было направлено на формирование кадровой позиции ключевого исследователя и постановку базовой грамотности ученых для управления исследованиями (научный форсайт, анализ рынков, создание научной лаборатории, управление командой, коллаборация с бизнесом и прочее). Пилотным регионом для проведения Школы выступила Томская область при поддержке Администрации Томской области. Серия Школ в похожем формате прошла на базе вузов Петербурга и Москвы – ГУАП, СПбПУ’Политех, МИФИ.

В 2021 году ЦСР «Северо-Запад» инициирует следующее поколение Школ, в рамках которых ставка будет сделана на профилирование, массовое обучение и встраивание научных коллективов в перспективные направления специализации конкретного региона. Первостепенной задачей для Школы станет моделирование научных и кадровых задач исходя из региональной повестки развития. В этом смысле Школа должна стать инструментом изменений в отраслях и регионах, обеспечивать решение проблем, преодоление барьеров и запуск новых задач через мотивацию и обучение научных коллективов. 
Школы PI.jpg

Пилотом серии Школ следующего поколения станет Школа PI НОЦ Юга России как образовательный проект по модернизации научных взглядов на агробиосектор и реорганизации/оживлению научных коллективов в сфере современного агропромышленного комплекса (АПК). С одной стороны контекстом для Школы являются специализация и проекты НОЦ Юга России, с другой – вызовы технологической трансформации сектора. 

Задача Школы PI НОЦ Юга России – совместить выстраивание магистральной научно-технологической повестки НОЦ вокруг агробиосектора с задачами развития научных коллективов и обеспечить перестройку научного сообщества региона. При этом задача участников Школы PI выйти в загоризонтные метатемы, объединиться в междисциплинарные команды исходя из повестки будущего агробиосектора (в том числе за пределами текущей повестки НОЦ Юга России).

Ключевые вызовы, с которыми работает Школа PI НОЦ Юга России:

1. Признанный структурный кризис в агробиосекторе, связанный с перестройкой технологических цепочек и изменением целевых профильных рынков под давлением следующих трендов:

  - ESG требования и стандарты ограничивают выход на экспортные рынки для российских регионов – умение работать с этими стандартами (в том числе создание безуглеродных, «зеленых» полей и пищевых производств) является серьезным вызовом для регионов со специализацией в АПК
- Синтетическая биология ускоряет выход на рынок новых продуктов, которые приведут к сокращению или отказу от рынков традиционных видов и способов производства сельскохозяйственной продукции
- Проблема повышения продуктивности сельского хозяйства в условиях изменения климата и снижения плодородия почв
- Происходят изменения в логистике, делается ставка на задачи локального производственного самообеспечения, безопасную, прозрачную, оперативную и удобную транспортировку
- Наблюдается смена потребительских предпочтений, изменение рациона питания, запрос на продукты питания в соответствии с высокими стандартами качества, рост спроса на органическую и натуральную продукцию
- Интеграция цифровых технологий в сектор АПК приводит к существенному изменению требований к компетенциям, растет потребность в IT-специалистах, дата-аналитиках, производителях беспилотных летательных аппаратов, специалистах в сфере автоматизации. Цифровые компетенции должны иметь выпускники всех образовательных программ в направлениях АПК

2. Ряд проблем в АПК сомасштабны федеральному уровню и не могут быть решены силами отдельного региона (например, опустынивание земель, проблемы мелиорации и прочее). Решение данных проблем требует большого научного ресурса и научного потенциала, объединения усилий разных регионов на разных уровнях (университеты, научно-исследовательские институты (НИИ), компании реального сектора). Например, все знания и практики по трансформации технологических цепочек в АПК сместились в сторону технологических компаний от университетов и НИИ. При этом сами компании самостоятельно не могут достроить контекст научно-технологического развития и вызовов в отрасли, что оттормаживает их выход в новые рынки. 

Три основных дефицита, с которым работает Школа PI НОЦ Юга России

1. Дефицит понимания контекста новых актуальных практик в своей сфере, которые в случае ученых в агробиосекторе связаны с декарбонизацией, перестройкой технологических цепочек, ESG-повесткой. В связи с этим задачей для научных коллективов является проектирование и выстраивание своей исследовательской линии с учетом новых направлений.

2. Низкий уровень вовлечения научного сообщества в реализацию Программы НОЦ Юга России. Проекты, которые номинированы в Программе, мало связаны с научным кадровым составом регионов-участников НОЦ, а указанные в Программе коллективы обладают определенными барьерами, в частности компетентностными, по реализации этих проектов. В связи с этим важной задачей Школы является увязать цели и задачи исследовательских групп с целями и задачами НОЦ.

3. Низкий уровень кооперации и большой разрыв между академическим и научным сектором (университеты и НИИ) и производственными предприятиями. Научные группы не умеют работать с производственными компаниями. В связи с этим задачей является проведение в рамках Школы «Industry Track», который вводит научные группы в индустриальный контекст, в том числе в потребности индустриальных заказчиков, для которых сегодня важна не столько наука в чистом виде, сколько инженерные и дизайн-решения.

Старт Школы и реализация первого образовательного модуля «Научная стратегия» состоятся 28-30 сентября. С основной информацией о Школе можно ознакомиться на официальном сайте Школы.