Новости

Законодательная Дума Томской области утвердила актуализированную Стратегию СЭР Томской области до 2030 года

В 2020-2021 году Фонд реализовал работу по актуализации Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года.

1 июля проект Стратегии был представлен на собрании Законодательной Думы Томской области вице-губернатором по экономике Андреем Александровичем Антоновым. Принятие проекта Стратегии поддержали 35 депутатов.

Процесс актуализации Стратегии складывался из нескольких этапов, включал широкий круг участников – разработчиков и редакторов документа, экспертов, региональное бизнес, академическое сообщество, региональные и федеральные органы власти.

В основную группу разработчиков от Фонда вошли Липецкая М.С. – научный и методический руководитель проекта, Тибина Е.Ю.– руководитель проекта, Санатов Д.В., Римских Е.А. – эксперты проекта, Гундлах В.В., Пургин А.С. – аналитики; а также Кнобель А.Ю., Кузнецов Д.Е., Земцов С.П. и другие эксперты Всероссийской академии внешней торговли; Кобзева Л.В., Грибов Е.Н. и другие эксперты Проектного офиса ИНО Томск.

Со стороны региона в состав интегрированной группы вошли Антонов А.А., Чудинова Т.А., Немцева Н.В., сотрудники Департамента экономики Администрации Томской области.

В разработку Стратегии было вовлечено свыше 35 экспертов, включая:

- представителей институтов развития и экономистов ВЭБ.РФ, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, Фонда “Сколково”, АСИ, SkillsCenter – Клепач А.Н., Ходачек А.М., Акиндинова Н.В., Фертман А.Д., Ханьжина Ю.Б., Черных П.П. и другие эксперты,

- представителей Минобрнауки и Минэкономразвития России – Медведев В.В. и Никифоров А.А.,

- отраслевых экспертов ПАО «Газпром нефть», НК «Роснефть», ООО "Национальное Лесное Агентство Развития и Инвестиций" – Демин Д.Н, Князев Л.А., Липский В.А. и другие эксперты.

Своим опытом поделились представители Правительства Санкт-Петербурга и Сахалинской области – Княгинин В.Н., Аленьков В.В.

В рамках исследования Томской области, оценки готовности к новому этапу роста и проектирования следующего шага развития мы провели 2 стратегические сессии, 4 отраслевых бизнес-клуба с региональными предприятиями (лесной сектор, сельское хозяйство, микроэлектроника, ИТ-комплекс), более 6 семинаров и 30 интервью о текущих задачах развития региона с участием заместителей Губернатора Томской области, отраслевых департаментов, муниципальных образований. Кроме того, был проведен масштабный опрос молодежи Томской области об ожиданиях относительно возможностей для жизни, учебы и работы в регионе, в котором приняло участие 4 000 человек. Также мы провели анкетирование томских предприятий (28 компаний) о проблемах и потребностях кадровой обеспеченности бизнеса.

Мы благодарим всех коллег, которые были вовлечены в проект, за совместную результативную работу!

С материалами стратегии можно ознакомиться по ссылке: https://fondcsrm.bitrix24.ru/~15A1m.

 

Марина Липецкая: Об основных подходах к разработке Стратегии Томской области

Регион – это сложная система, совокупность экономических и политических обстоятельств, правовых и культурных особенностей и условий. Развитие территории – есть процесс ее трансформации. Акт стратегического действия – это процесс определения целевой специализации – управленческой, технологической и производственной. Целевая специализация Стратегии Томской области соответствует тем приоритетам, которые складываются в стране (федеральные инициативы) и на внешних рынках (темпы роста).

Регионы – «производители технологий» доминируют над регионами – «производителями товаров». Главными же являются регионы, где сосредоточены функции управления. Томская область производит технологии больше, чем большинство других регионов в стране, но это все еще 2,5% против 30% производства сырья. В Томской области есть всего несколько штаб-квартир сильных компаний. Я подчеркну роль агро-лесо-технологических компаний, компаний в электронике и ИТ. Можно говорить о формировании самостоятельных функций управления развитием этих сфер. В перспективе – это сфера новой и инновационной энергетики, если будет происходить стягивание штаб-квартир компаний этой сферы.

Демократизация процесса регионального развития подразумевает, что стратегия является не только предметом совместного планирования и диалога о путях развития региона с прямым участием в процессе стратегического планирования профессиональных сообществ, компаний. Нужно обеспечить участие разных сторон в процессе реализации стратегии: а) расширить способы и форматы управления развитием экономики региона (поток проектов), б) создать условия для прямого участия жителей и бизнеса в проектах развития, в) обеспечить создание софт-инфраструктуры (наблюдаемой, прослеживаемой), г) создать гибкие рынки недвижимости и иной собственности для игроков разного типа, поддержать разнообразие форматов, д) создать равные возможности роста и развития для участников проектов.