Публикация

Индекс интеллектуальной зрелости системы государственного и муниципального управления Российской Федерации

Современные технологические инновации радикально меняют социально-экономические процессы, причем скорость этих изменений возрастает. Многие страны связывают свое будущее с процессами цифровой трансформации экономики и социальной сферы, основанными на применении цифровых технологий, в частности, искусственного интеллекта (ИИ). Многочисленные исследования показывают, что достижение социальных и экономических эффектов от применения технологий невозможны, если для этого не сформированы благоприятные условия. К ним в первую очередь относится государственная политика, нацеленная на использование имеющихся возможностей и максимизацию преимуществ, а также на решение возникающих проблем и минимизацию затрат.

Текущая государственная политика в области развития Российской Федерации зафиксирована в национальных целях развития на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Одной из таких целей является «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы». Для мониторинга достижимости национальной цели в области цифрового развития была разработана методика расчета текущих и прогнозных значений показателей, характеризующих уровень «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе государственного управления.

Цифровая трансформация в разных сферах деятельности происходит неравномерно, и система государственного управления не является исключением. По мере преодоления традиционного ведомственного подхода при разработке и реализации государственной политики растет тенденция к созданию сквозных цифровых стратегий и соответствующих систем управления процессами цифрового развития, обеспечивающих координационные межведомственные механизмы и конструктивное взаимодействие органов власти с основными заинтересованными сторонами.

В этом контексте использование искусственного интеллекта становится не просто желательным, а необходимым условием для повышения эффективности системы государственного управления, так как оно позволяет сокращать издержки и повышать качество управленческой деятельности органов власти на всех уровнях.
В настоящем отчете представлены результаты мониторинга и оценки использования ИИ и его воздействия на региональные органы исполнительной власти (РОИВ) и органы местного самоуправления (ОМСУ) согласно поручению Президента Российской Федерации по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта — 2022» No Пр-172 п. 1г)-2 о расчете с 2023 года Индекса интеллектуальной зрелости системы государственного (региональный уровень) и муниципального управления.
Значения и динамика индекса интеллектуальной зрелости для системы государственного управления регионального уровня и для системы муниципального управления учитываются при определении необходимых государственных инициатив в рамках реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», с 2025 года — национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», а также достижения целей Национальной стратегии развития ИИ до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. No 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».

Индекс формируется на основе 27 показателей, которые рассчитываются по результатам опроса органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. В 2024 году в опросе приняли участие более двух тысяч региональных органов исполнительной власти из 89 субъектов Российской Федерации и 750 органов местного самоуправления из 58 муниципальных образований.