Новости

Эксперты Фонда обсудили перспективы рынка метавселенных

Своей главной задачей мы считаем выработку новых идей развития для наших партнеров с учетом вызовов времени. Нашей команде важно оставаться в курсе последних трендов в направлениях деятельности Фонда – это, в первую очередь, новые индустрии и научно-технологические фронтиры, образование, организационное развитие, стратегическое планирование регионов. Поэтому команда экспертов Фонда регулярно проводит аналитические исследования и дискуссии по новым темам.

Сегодня на повестке дня – рынок метавселенных. Термин появился еще в 1992 году, но однозначной трактовки направления пока нет.  

Концепция метавселенных предполагает формирование аналоговой реальности в цифровой среде, куда переносятся разные сервисы, связанные с повседневной жизнью (шоппинг, банкинг, развлечения и пр.), а также целые компании и отрасли. Это, по сути, новая экономика со своими правилами, возможностями и эффектами для ее участников. Прототипами метавселенных сегодня можно назвать видеоигры (например Fortnite, Roblox, Decentraland и др.), но это только начало. 

Рынок метавселенных пока находится в зачаточном состоянии, его границы не оформились, а инвестиции оцениваются как высокорисковые. К нему можно отнести готовые платформенные решения (use-кейсы, например BMW использовали платформу Omniverse от Nvidia для симуляции завода, а Hyundai Motor и Unity сотрудничают в создании мета-фабрики) и технологии, которые позволяют создавать такие цифровые среды - VR/AR, ИИ, интернет вещей, 5G, 3D-движки, блокчейн и криптовалюты. McKinsey & Company прогнозирует рост рынка метавселенных (use-кейсы (готовые платформы), отдельные технологии) до 4 трлн долл. к 2030 году. 

Пока в мире не сложилось ни одной полноценной бизнес-модели, полностью основанной на технологиях метавселенных. Например, компания Meta (бывш. Facebook, признана экстремистской организацией в России) только начала двигаться по этому пути. На данном этапе бизнес скорее предпочитает вкладываться в отдельные технологии - криптовалюты, ИИ, AR/VR, облачные хранилища и пр. Однако уже сейчас некоторые, наиболее продвинутые компании начинают разрабатывать стратегии перехода на модель метавселенных, нанимая под эти задачи специализированных CEO (например, Disney в начале года объявил о назначении исполнительного директора по развитию метавселенной). Найти специалиста с такими компетенциями, который владеет предметом, - уже само по себе вызов, на рынке труда, их, по большому счету, нет.  

Вот только некоторые примеры того, что нас может ожидать в будущем. Аватары инженеров проектируют в виртуальной среде концепт автомобиля, который будет собран на виртуальной копии реального завода. Дизайнеры одежды от известного бренда подбирают фасон для платья, которое наденут на виртуальный концерт. Крупный банк открывает офис в виртуальном пространстве для приема посетителей, а все транзакции проводятся в криптовалюте. 

Как и в любых новых направлениях, в теме метавселеленных сейчас время для формирования гипотез. Основываясь на проведенном анализе, дискуссиях, мнении внешних экспертов мы позволили себе сформулировать свою – метавселенная как федерация цифровых платформ, на которых основаны отдельные бизнес-процессы (организаций и отраслей). Главный вопрос – их совместимость, безопасная и бесшовная работа, и ожидаемые эффекты для бизнеса. Возможно, метавселенные выступят в качестве "закрывающей" технологии большого технологического пакета глобальной Интернет-индустрии. Например, в качестве такой закрывающей технологии для авиации выступили аэропорты.

Промышленные предприятия уже научились создавать виртуальные заводы (цифровые двойники), которые помогают трансформировать их существующие производства, обучать персонал и вводить в практику новые технологические решения. Метавселенная – это больше, чем может дать один цифровой двойник. Эффекты колоссальные – от сокращения себестоимости производства за счет оптимизации издержек, до освоения производств новых продуктов.

В семинаре приняли участие эксперты петербургского и московского офисов Фонда. В рамках семинара развернулась дискуссия о роли технологий метавселенной для компаний производственного сектора, об отличиях метавселенной от цифровых двойников или виртуальной реальности, о возможных критериях зрелости метавселенной.

Организация семинара и подготовка аналитических материалов - Елена Тибина и Александр Пургин

Мы продолжаем исследования в этой теме. Приглашаем присоединяться всех экспертов, кому она интересна так же, как и нам.

ФОТОАЛЬБОМ