Новости

23-24 сентября прошла XII Школа градостроителей в Нижнем Новгороде

Национальная гильдия градостроителей при поддержке Правительства Нижегородской области и Администрации города Нижнего Новгорода провела XII Школу «Градостроительство X урбанизм» 
Общая идея ежегодных школ – что такое градоустройство в профессиональном дискурсе и практике. В этом году обсуждалось градоустройство этого века: чему и как учить будущих градостроителей, и в чем связь градостроительства и урбанизма.

IMG_2807.JPEG

Спикерами школы стали:
Юрий Перелыгин открыл Школу с презентацией “Урбанизация и социальность. Следствия для профессии  градоустройство”. 
“Урбанизация – наиболее неизученный и непонятный глобальный процесс, который переживает человечество. Каждый год около в мире в города переезжает почти столько же человек, сколько живет в России. В 2035 году ВВП Нью-Йорка составит 2,5 трлн долларов. Это говорит о свехконцентрации капитала и людей, усилении глобальных городов, которые при этом будут тесно связаны между собой в сеть.
В России ушла советская система командно-административная система управления расселением, но не пришла новая ей на смену. Это одна из причин постепенного вымирания 800 из 1300 российских городов, с концентрацией населения и денег в крупнейших агломерациях, прежде всего Московской.
В основе данных процессов лежит социализация человека, в котором градостроителям также нужно разбираться, чтобы принимать верные решения”.

Михаил Блинкин по зуму представил тезисы о том, является ли урбанистика дисциплиной, и как происходит обучение градостроительству в Высшей школе экономики. 
В Российской империи согласно Строительному уставу планировкой города занимался городской (губернский) инженер. Русским самоназванием профессии было  градоустроитель. 
Согласно декларации American Planning Association, городское планирование  независимая дисциплина, включающая в себя обширный ряд частных дисциплин, таких как землепользование, зонирование и другие. В России такого разделения не произошло. 
Классики российского градостроительства, как Г. Д. Дубелир или Г. В. Шейлеховский закладывали в своих работах почти сто лет назад многие актуальные и сегодня вещи.
Сегодня же, урбанистами часто называют себя люди, не имеющие профессионального образования в сфере. В профессии важно не смещаться в философскую сторону вопроса, придерживаться “хардовой” составляющей, что и стараются прививать в Высшей школе урбанистики им. А. А. Высоковского НИУ ВШЭ.

Елена Зеленцова поделилась, чему учат и будут учить специалистов в области градостроительства на примере кафедры территориального развития развития им В. Л. Глазычева в РАНХиГС.
Линейка программ содержит бакалавриат, магистратуру и MPP (master of public policy).
Сохраняя формат академического образования, РАНХиГС проводит обучение через реальные проекты на реальных территориях. Такой подход приводит в том числе к тому, что меняется не только среда, но и обучающиеся сами создают себе рабочее место. Такой обучающийся не только теоретически подготовлен к изменению городской среды, но и может вовлекать других людей в проекты.
Фактически сегодня кафедра формирует не только традиционную образовательную линейку, но и занимается просветительской деятельностью. Существует программа проектирования “Городские проекты”, куда можно прийти со своим проектом и за 2 месяца доработать его под присмотром профессионалов. 
Итоги набора 2021 показали, что в некоторых вузах в этом году произошел недобор абитуриентов. РАНХиГС как и другие вузы наблюдает снижение интереса к магистратуре. Всё больше востребованы прикладные специальности, и в колледжах наблюдается переизбыток желающих. Также возрос интерес к стажировкам, обучению у практиков. Поэтому развилка того, чему учить, выглядит как баланс между практикой и визионерством.  

Даниил Добрынченко по зуму рассказал о проектах в сфере градостроительства, реализуемых в Московской школе управления СКОЛКОВО.
Отдельно взятый человек не может стать градоустроителем, количество знаний из разных сфер требуемое для комплексного понимания города слишком велико для одного человека, требуется команда сразу из нескольких специалистов. Именно в таком формате прошла программа подготовки управленческих кадров для 100 крупнейших городов России. Суммарно в программе поучаствовало около 500 человек.

Анна Береговских представила тезисы о том, от какого градостроительного наследия мы отказываемся, и всегда ли это плохо.
Профессия, как и прежде, называется градостроительство, но многое уже изменилось, и многое еще изменится. Градостроители занимаются осмысленным изучением городов, занимаются территориями исходя из главной мысли о том, как будут жить на этой территории люди.
Сейчас генеральные планы часто устаревают к моменту их утверждения, не успевая отвечать на запросы граждан, бизнеса, власти.
В 2021 году были приняты поправки, дающие большую свободу регионам и городам о составе содержания генпланов и принятие иных документов, на которое у регионов появились полномочия, однако пока никто не решился вносить такие изменения. 
Главная сегодняшняя проблема – обезлюдивание страны, нагнетание демографической проблемы. Никакие национальные проекты не могут этого изменить. Ключевой вопрос – вопрос расселения. Принудительное расселение vs свободный выбор.
Переломным моментом в будущем станет переход от градообразующих предприятий к градообразующих людям.

Марина Ракова показала, как происходит управление градостроительными процессами в Нижнем Новгороде, какие подходы и инструменты для этого применяются в Министерстве градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области.
Для работ над Нижегородской агломерацией необходимо было актуализировать все необходимые градостроительные документы.
Штат Министерства составляет 100 человек. Главный архитектор – первый заместитель министра.
Среди целей работы ставились: оценка реализации первого этапа генеральных планов, создание цифровой модели агломерации, форсирование территориальных приоритетов бюджетных инвестиций, готовность к любым изменениям федеральной политики в сфере территориального планирования.
Одним из важнейшим инструментов реализации стала ГИСОГД-система, в которую выгружаются все данные (2000 слоев). С начала пандемии была добавлена возможность проведения публичных слушаний онлайн.
Суммарно на всю платформу за 4 года было потрачено 22 млн рублей.

Марина Липецкая рассказала о том, как связаны между собой пространственное и территориальное развития, и как это влияет на проекты Фонда.
Основное различие между двумя видами развития заключается в том, что пространственное развитие фокусируется на стратегическом подходе, обеспечивая конкурентоспособность и ответ на вызов, а территориальное планирование на инженерно-технологическом и территориальном освоении, обеспечивая размещение объектов на территории.
В пространственном развитию используется набор инструментов: дифференцированных подход к территории и создание её типологии, создание иерархии территорий, пространственная ориентация развития, создание эффекта соседства (цепочки и «коридоры»), создание сетей, создание стратегических коммуникаций, функциональное зонирование. 

Евгения Арефьева предположила, в чем может заключаться разница между градостроителями и урбанистами.
Градостроители  закрытое сообщество, и молодых продолжателей дела цеха не так много, поскольку в последние годы наблюдается существенное смещение повестки в сторону благоустройства и урбанистов.
Визионерский подход молодых специалистов часто сталкивается с большим числом законодательных ограничений.
В современном градостроительстве требуется большое число специалистов с новыми компетенциями в IT-сфере. Эти компетенции дают вузы, не дающие традиционные компетенции в градостроительстве, а в традиционных градостроительных вузах меньше дают новые компетенции.
К этому добавляется запрос на “мастера”, человека который ведет курс, помогает в том числе сформировать взгляд на профессию.
Еще один вопрос  кто может выступать заказчиком обучения: муниципалитеты, регионы, корпорации, консолидированный частный заказчик. 

Во второй день Школы прошла экскурсия по Нижнему Новгороду с Главным архитектором Нижегородской области Сергеем Поповым. Во время экскурсии участникам Школы удалось увидеть главные городские проекты последних лет и услышать подробности об их строительстве, а также о планируемых изменениях в городе.

d371ccba-6959-4ca3-aec5-c2ca13f38d80.JPEG