Новости
ОАО «РЖД» изучает глобальную смену мироустройства
В ОАО «РЖД» 21 апреля прошла первая из двух стратегических сессий-форсайтов, посвящённых поиску целевых ориентиров холдинга до 2050 года. Компания ставит своей задачей определить долгосрочные тренды, которые будут влиять на общество и мировую экономику, чтобы скорректировать приоритеты своего развития. Это позволит компании сохранить конкурентоспособность в стране и в мире, избежать сжатия объёмов перевозок и заранее подготовиться к смене глобальных транспортных потоков.
Форсайт – это специальный формат общения, в ходе которого проводится анализ тенденций и технологий, развивающихся сейчас в определённой области, с их экстраполированием на будущее. Такие сессии в последние годы проводят все крупные компании, которые разрабатывают стратегические документы развития. Форсайт позволяет объединить специалистов разных подразделений для работы над стратегическими документами. В ОАО «РЖД» такими документами являются Стратегия научно-технологического развития до 2025 года (Белая книга) и Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» на период до 2025 года. Однако их разработка или последния актуализация проходила в 2016–2018 годах, при совершенно другой глобальной экономической и геополитической повестке. Для обновления этих стратегических документов необходимо заново изучить и понять глобальные тенденции, по которым будет развиваться мировая экономика в ближайшие десятилетия.
Климатические изменения и связанное с ним изменение экономики – вот главный триггер всех будущих изменений, которые неизбежно коснутся и всех видов транспорта, полагает руководитель головного офиса, партнёр Фонда «ЦСР «Северо- Запад» Дмитрий Санатов. (Фонд «ЦСР «Северо-Запад» – один из консультантов, привлечённый РЖД к работе по актуализации документов. – Ред.)
«Целевые показатели выполнения Парижских соглашений о климате по секторам предусматривают сокращение роли угольной электрогенерации, а также сокращение углеродного следа транспорта, – подчеркнул Дмитрий Санатов. – На среднесрочном горизонте в мире возможен рост потребления угля за счёт стран Азии, Африки и Ближнего Востока. Но после 2030-го и до 2050 года вектор однозначен – радикальное снижение потребления углеводородного сырья».
Для ОАО «РЖД» это означает в будущем сокращение перевозок угля и углеводородного топлива и дальнейшее, более выраженое, чем это было спланировано ранее в стратегических документах холдинга, уменьшение потребления углеводородного топлива, переход на электрическую тягу и локомотивы, работающие на альтернативных видах топлива.
Сейчас очень активно формируются крупные городские агломерации, где и будет происходить основная конкуренция между видами транспорта за пассажира – как при перемещении внутри городов, так и между агломерациями. К 2050 году 66% населения земли будет жить в крупных агломерациях. При преодолении барьера скорости в 500 км/ч железнодорожные перевозки становятся конкурентоспособными с авиатранспортом на расстоянии 1000 км, при достижении скорости в 1000 км/ч – и на бóльшие расстояния.
«Рост мегагородов сформирует новые требования к инженерной и транспортной инфраструктуре – новые экологические нормы и повышение качества управления и эффективности, что приведёт к перестройке существующих инфраструктурных рынков, – говорит Дмитрий Санатов. – Крупные города формируют запрос на ВСМ, что обострит конкуренцию с авиа- и железнодорожным транспортом». Поэтому от ОАО «РЖД» потребуются совершенно новые как логистические, так и технические решения в области пассажирских перевозок.
Для ОАО «РЖД» есть большие возможности в области сокращения ручного труда, обеспечивающего перевозочный процесс, развитии роботизации и автоматизации рабочих процессов: можно автоматизировать более 50% всех операций, начиная с операторов погрузочных кранов и заканчивая машинистами локомотивов. Большое значение здесь имеет и создание современных цифровых платформ, которые позволяют упростить работу с любыми грузами, повысить безопасность и прозрачность перевозок. Для работников компании это означает увеличение доли высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест при сокращении малоквалифицированного труда. Но переход к такой модели роботизации и автоматизации потребует от многих сотрудников постоянного повышения квалификации.
«На следующем этапе форсайта сформированный целевой образ компании станет основой для определения долгосрочных научно-технологических приоритетов холдинга «РЖД» и формирования технологических заделов мирового уровня, – говорит главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. – Их наличие особенно важно для компании, которая не только формирует заказ в крайне капиталоёмкой отрасли и определяет её технологический облик, но и решает стратегические инфраструктурные задачи России, реализуя масштабные проекты».
Как рассказал «Гудку» заместитель руководителя Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Андрей Тулупов, следующая сессия намечена на середину мая. До конца года будет закончена работа по форсайту научно-технологического развития компании.
«По выбранным наиболее приоритетным направлениям будут разработаны дорожные карты, по которым станет двигаться холдинг, – говорит Андрей Тулупов. – Стратегия научно-технологического развития ОАО «РЖД» до 2025 года и ДПР-2025 будут скорректированы с учётом результатов этой работы и, возможно, продлены на более долгий срок».
Форсайт – это специальный формат общения, в ходе которого проводится анализ тенденций и технологий, развивающихся сейчас в определённой области, с их экстраполированием на будущее. Такие сессии в последние годы проводят все крупные компании, которые разрабатывают стратегические документы развития. Форсайт позволяет объединить специалистов разных подразделений для работы над стратегическими документами. В ОАО «РЖД» такими документами являются Стратегия научно-технологического развития до 2025 года (Белая книга) и Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» на период до 2025 года. Однако их разработка или последния актуализация проходила в 2016–2018 годах, при совершенно другой глобальной экономической и геополитической повестке. Для обновления этих стратегических документов необходимо заново изучить и понять глобальные тенденции, по которым будет развиваться мировая экономика в ближайшие десятилетия.
Климатические изменения и связанное с ним изменение экономики – вот главный триггер всех будущих изменений, которые неизбежно коснутся и всех видов транспорта, полагает руководитель головного офиса, партнёр Фонда «ЦСР «Северо- Запад» Дмитрий Санатов. (Фонд «ЦСР «Северо-Запад» – один из консультантов, привлечённый РЖД к работе по актуализации документов. – Ред.)
«Целевые показатели выполнения Парижских соглашений о климате по секторам предусматривают сокращение роли угольной электрогенерации, а также сокращение углеродного следа транспорта, – подчеркнул Дмитрий Санатов. – На среднесрочном горизонте в мире возможен рост потребления угля за счёт стран Азии, Африки и Ближнего Востока. Но после 2030-го и до 2050 года вектор однозначен – радикальное снижение потребления углеводородного сырья».
Для ОАО «РЖД» это означает в будущем сокращение перевозок угля и углеводородного топлива и дальнейшее, более выраженое, чем это было спланировано ранее в стратегических документах холдинга, уменьшение потребления углеводородного топлива, переход на электрическую тягу и локомотивы, работающие на альтернативных видах топлива.
Сейчас очень активно формируются крупные городские агломерации, где и будет происходить основная конкуренция между видами транспорта за пассажира – как при перемещении внутри городов, так и между агломерациями. К 2050 году 66% населения земли будет жить в крупных агломерациях. При преодолении барьера скорости в 500 км/ч железнодорожные перевозки становятся конкурентоспособными с авиатранспортом на расстоянии 1000 км, при достижении скорости в 1000 км/ч – и на бóльшие расстояния.
«Рост мегагородов сформирует новые требования к инженерной и транспортной инфраструктуре – новые экологические нормы и повышение качества управления и эффективности, что приведёт к перестройке существующих инфраструктурных рынков, – говорит Дмитрий Санатов. – Крупные города формируют запрос на ВСМ, что обострит конкуренцию с авиа- и железнодорожным транспортом». Поэтому от ОАО «РЖД» потребуются совершенно новые как логистические, так и технические решения в области пассажирских перевозок.
Для ОАО «РЖД» есть большие возможности в области сокращения ручного труда, обеспечивающего перевозочный процесс, развитии роботизации и автоматизации рабочих процессов: можно автоматизировать более 50% всех операций, начиная с операторов погрузочных кранов и заканчивая машинистами локомотивов. Большое значение здесь имеет и создание современных цифровых платформ, которые позволяют упростить работу с любыми грузами, повысить безопасность и прозрачность перевозок. Для работников компании это означает увеличение доли высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест при сокращении малоквалифицированного труда. Но переход к такой модели роботизации и автоматизации потребует от многих сотрудников постоянного повышения квалификации.
«На следующем этапе форсайта сформированный целевой образ компании станет основой для определения долгосрочных научно-технологических приоритетов холдинга «РЖД» и формирования технологических заделов мирового уровня, – говорит главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. – Их наличие особенно важно для компании, которая не только формирует заказ в крайне капиталоёмкой отрасли и определяет её технологический облик, но и решает стратегические инфраструктурные задачи России, реализуя масштабные проекты».
Как рассказал «Гудку» заместитель руководителя Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Андрей Тулупов, следующая сессия намечена на середину мая. До конца года будет закончена работа по форсайту научно-технологического развития компании.
«По выбранным наиболее приоритетным направлениям будут разработаны дорожные карты, по которым станет двигаться холдинг, – говорит Андрей Тулупов. – Стратегия научно-технологического развития ОАО «РЖД» до 2025 года и ДПР-2025 будут скорректированы с учётом результатов этой работы и, возможно, продлены на более долгий срок».
Сергей Плетнев
Фото: Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»