Сопровождение университетов-участников Программы "5-100"

Направление:
Человеческий капитал
Поднаправление:
Образование
Стадия:
Завершённый проект
Тип:
Разработка
Период реализации:
2015-2016

Заказчик: Фонд "Центр Стратегических разработок"

Цель: Организация экспертно-консультационного сопровождения университетов по вопросам управления развитием университета в рамках программ по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров, объединенных Программой "5-100"

Исследование складывалось из нескольких процедур:

  1. Опрос преподавателей и сотрудников (кроме НИУ ВШЭ).
  2. Библиометрический анализ публикационной активности ППС университета.
  3. Серия интервью или ворк-шоп с руководителями структурных подразделений университета.
  4. Сессия планирования с участием руководства и ППС университета.
  5. Анализ документов (заявок на конкурс стратегических академических единиц в рамках проекта "5-100").
  6. Структурные консультации ректоров и иных работников, отвечающих в университетах за проект "5-100" по итогам обследования.

Результаты работ:

  1. В результате оценки качественных изменений в университетах были идентифицированы: а) изменения, связанные с реализацией Программой "5-100", т.е. выделены факторы, созданные данным Проектом и оценено их влияние на деятельность университета в целом; б) стратегии управления изменениями в университетах (по предложенной исполнителем, но согласованной с заказчиком методике оценки стратегий изменений академических организаций).
  2. В ходе исследования были выделены те структурные подразделения (academic units), развитие которых, прежде всего, обеспечивает успешную и активную перестройку деятельности университетов в целом: наличие академических групп и лидеров, проводящих изменения (dominated coalition), специализации данных структурных подразделений в образовании, исследованиях и разработках.
  3. Оценен потенциал кооперации (формирования общих исследовательских программ и развития совместных образовательных программ) для выявленных структурных подразделений (academic units) - лидеров изменений в университетах – участниках Программы "5-100".
  4. Заказчику были предложены форматы организации такого рода кооперационных (совместных) исследовательских и образовательных программ, а также управления данными программами, включая специальную поддержку «умной специализации» (smart specialization) – достижение университетами (или их структурными подразделениями) тематической фокусировки и концентрации ресурсов на прорывных направлениях развития образования, исследований и разработок.

Было проведено исследование в 7 университетах в октябре 2015 – мае 2016 года:

  1. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет им. Петра Великого;
  2. Университет ИТМО;
  3. Новосибирский государственный университет;
  4. Московский физико-технический институт (государтсвенный университет);
  5. Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ";
  6. Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского;
  7. Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС";
  8. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики".