Рейтинг креативности российских городов

Направление:
Человеческий капитал
Поднаправление:
Тренды развития общества
Стадия:
Завершенный проект
Тип:
Исследование
Период реализации:
2009 - 2010

Разработчики: Инициативное пилотное исследование Центра стратегических разработок «Северо-Запад» и Агентства «Творческие индустрии». 

Цель исследования: выявить творческую составляющую в жизни городов России, оценить с этой точки зрения привлекательность городской среды, а также инициировать обсуждение творческих индустрий как будущего ресурса городского развития. 
 
Проект был запущен в связи с возрастанием внимания общественности к проблемам развития городов, назревавшие на предыдущем этапе и усугубленные мировым экономическим кризисом. Такие драйверы городского развития как развитие коммерческой недвижимости (торгово-развлекательной, офисной, складской) исчерпали себя, поскольку развивались без учета ценностей некоммерческого потребления. Городам требуются новые основания для того, чтобы сохранять актуальность, чтобы удерживать существующее и притягивать новое население. Мотивом для жизни в том или ином городе становятся не только высокие зарплаты, но и возможность интересной жизни: интеллектуальной творческой работы и времяпрепровождения. Именно это притягивает талантливых людей, а за ними и капитал. Города, уделяющие недостаточное внимание предлагаемому качеству и разнообразию жизни, обречены на потерю населения, затухание темпов развития и постепенное перемещение на аутсайдерские позиции на высококонкурентном «рынке городов».  
 
Вопросы развития города как места комфортного для жизни и творческой самореализации жителей только начинают осознаваться как важная часть новой повестки дня.   

Содержание исследования:

Экспертный опрос. Первый этап исследования предполагает составления рейтинга на основе экспертного опроса людей, вовлеченных в творческую деятельность, управление творческими индустриями, а также представителей власти, сферы образования и т.д.

Будет исследоваться несколько аспектов творческой деятельности:  

  • «творческий профиль» (специализация) города,  
  • уровень развития профсообществ,  
  • публичная деятельность профсообществ,  
  • проекты, реализующиеся местными представителями творческих индустрий,  
  • город в творческом пространстве макрорегиона,
  • территориальная организация творческой деятельности,  
  • уровень развития рынка творческих индустрий,  
  • уровень дружественности городской среды.

Отбор экспертов. Было опрошено порядка 10 экспертов, представляющих разнообразные направления творческой деятельности и занимающих различные позиции по обсуждаемым вопросам.  
 
Списки экспертов по каждому городу формируют партнеры инициаторов исследования из числа жителей города, знающих ситуацию в исследуемом городе изнутри. Так достигается охват всего городского творческого сообщества во всем его многообразии.
 
Данное исследование является пилотным. Список городов сформирован исходя из сложившейся партнерской сети и рабочих контактов ЦСР «Северо-Запад» и Агентства «Творческие индустрии», а также из собственного понимания творческой ситуации в городах России. Наряду с этим некоторая субъективность списка обусловлена огромными различиями между регионами России, которые крайне сложно исследовать, применяя единые критерии. Уровень развития творческой составляющей в жизни российских городов крайне неоднороден, что обусловило первичный отбор городов. Единственный использовавшийся формальный критерий – численность населения не ниже 200 тысяч человек (исключение составляет г.Псков, численность населения которого приближается к отметке в 200 тыс. чел. (194 тыс. чел.). Применение данного критерия основывается на том, что творческий потенциал концентрируется, прежде всего, не просто в городах, а в городах, предлагающих разнообразие жизни, разнообразие возможностей приложения своих сил в трудовой деятельности, досуге. Разнообразие жизни тесно связано с размером города, с численностью населения (многие эксперты склоняются к мнению, что оптимальный размер численности населения города - 300 тысяч человек как с точки зрения энергоэффективности, организации транспорта, так и комфортности проживания в целом),  так как развитие многих направлений возможно только при достижении определенных масштабов явления.  
 
Обработка полученных анкет производилась количественными и качественными методами.


Участники рабочей группы: Желтова Виктория Васильевна