23 марта 2016

Владимир Княгинин: «Ресурсы нужно выращивать»

Участники:
Княгинин Владимир Николаевич

Хочу обратить ваше внимание на реформы, которые сегодня идут в сфере образования. Возможно, именно здесь кроется ответ сразу на два вопроса наших постоянных дискуссий: «Что мешает российской науке быть эффективной?» и «Откуда брать ресурсы для широкого круга исследований?» Ресурсы эти — в данном случае, под ресурсами мы подразумеваем людей — нужно выращивать. А где это делать, если не в вузах?

Итак, какие перемены в образовательной области? Сейчас, например, идет укрупнение — проведен конкурс на опорные вузы. Несколько вузов объединяются в один, за счет чего расширяются направления подготовки. Это неновая мера. Такую оптимизацию проходила и до сих пор проходит европейская система образования: североевропейские страны, Франция, Германия.

Кроме того, российские вузы сегодня учатся работать с нестандартными для них абитуриентами: это, в том числе, следствие демографического провала 90-х — 15-20-летних мало, и учебные заведения вынуждены за них бороться. А что значит «нестандартные абитуриенты»? Техническим вузам, например, приходится думать, как привлечь девушек. Европейцы, кстати, сейчас решают аналогичную задачу, потому что иначе набрать студентов достаточного высокого уровня у них не выходит. Стирающаяся граница между мужскими и женскими профессиями поставила образовательные системы всего мира перед необходимостью ухода от жесткой привязки к гендерному типу выбора в образовании. Те направления, которые были ориентированы на пол, начали проигрывать. Например, основная проблема педагогических вузов — как привлечь молодых людей, а следующая за ней — как выпускников оставить в школе, что сделать, чтобы карьера педагога была привлекательной для мужчин. И ее нужно учиться решать.

Поскольку ЦСР вовлечен в аналитическое сопровождение реформ высшего образования (проект 5-100, создание опорных вузов), могу сделать вывод, что пришло время менять образовательные модели как таковые. Один из вариантов новой модели — т.н. колледжи общей подготовки. Абитуриент поступает в вуз и 1,5-2 года слушает базовые курсы. В технических вузах это физика, математика, основы инженерного дела. Прослушав эти курсы, он получает возможность в рамках широкого направления подготовки выбрать для себя уже более узкую специализацию.

В образовании во всем мире и в России идут и еще более сложные процессы: в частности, переход на индивидуальные траектории образования. Мы долго говорили об этой форме, но никогда, по сути, ею не занимались. Новое поколение — так называемые millennials — более гибкие, а учить в обществе, где исчезает до конца жизни заданная работа, мы вынуждены, учитывая эту гибкость. Допускаю, что результаты всех этих перемен отразятся и на эффективности нашей науки в целом.