22 октября 2009

Специалисты крупнейших предприятий Санкт-Петербурга обсудили перспективы развития судостроения

16 октября 2009 г. Межведомственный аналитический центр (МАЦ) провел круглый стол «Прогнозы развития морской деятельности и обеспечивающих отраслей промышленности». Соорганизатором мероприятия выступил Фонд ЦСР «Северо-Запад». Дискуссия прошла под руководством председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Сергея Бодрунова.

Круглый стол собрал представителей крупнейших предприятий судостроительного сектора и обеспечивающих отраслей промышленности, в том числе ОАО «Совкомфлот», ЦНКБ «Рубин», ОАО «Звезда» и др. Взгляд ЦСР «Северо-Запад» на проблему представил руководитель проектного направления Фонда Эдуард Бозе.

Перед участниками дискуссии стояла задача — обсудить долгосрочные тенденции развития судостроительного комплекса и смежных отраслей для последующего формирования единого видения будущего отрасли. Поэтому в центре внимания участников оказались следующие вопросы: какие рынки являются перспективными для российского судостроения, на какие технологии необходимо делать ставку, чтобы обеспечить конкурентоспособность отрасли, и какие инвестиции для этого необходимы.

Оценивая тенденции развития мировой экономики, эксперты МАЦ считают, что следует ожидать глубокого кризиса морского судоходства и судостроения. На данный момент отрасль только вступает в кризис, это обусловлено, в том числе, инертностью морской деятельности, связанной с большими капиталовложениями и их длительной окупаемостью (10-15 лет). Резкое снижение объемов морских перевозок и наступающий кризис перепроизводства судостроительных мощностей в итоге приведет к замене на рынке конкуренции потребителей конкуренцией производителей. Какие же перспективы ожидают российское судостроение и его обеспечивающие отрасли?

Управляющий директор ОПК Андрей Дутов, полагает, что отличие российской модели промышленного производства (заключающееся в работе на мелких сериях, разработке уникальных решений и товарного ряда) от, например, хорошо отлаженной китайской (где развернуты мощные инжиниринговые центры, ориентированные на серийное производство относительно простых типов транспортных судов и большие объемы заказов), возможно, смягчает наступление кризиса для отечественной отрасли судостроения.

Это предположение поддержал эксперт ЦСР «Северо-Запад» Эдуард Бозе. Говоря о специфике составления прогноза развития морской деятельности в России, он, в частности, отметил: «Необходимо учесть отличия структуры российской отрасли судостроения, где одни и те же предприятия строят как гражданские суда, так и военные корабли. Если производство гражданских судов все же в большей степени серийно, то для строительства военных кораблей характерно (и это мировая практика) изменение проектов по требованию заказчика прямо во время исполнения, высокие требования к квалификации инженерных кадров и насыщенности инженерных решений. Всем этим требованиям отвечают российские предприятия отрасли, и поэтому в условиях кризиса, когда требования рынка меняются, и каждый заказчик хочет, чтобы его корабль был уникален, это может стать конкурентным преимуществом для российских компаний».

Отвечая на вопрос о ключевых для развития отрасли технологиях, эксперт рассказал о тенденции, общей для всех наиболее сложных инженерных объектов (например, АЭС, авианосцев) — применении 6D — проектирования. «Сложность инженерных объектов за последние 30 лет увеличилась на порядок. Для выполнения подобных проектов необходимо составить и заставить работать глобальные цепочки поставок. Поэтому возникает необходимость в сквозной системе, „собирающей“ всю индустрию. Такой системой стало 6D — проектирование, куда входит построение 3D-модели, 4-й компонент — управление сроками, 5-й — управление ресурсами (люди, финансы, материалы), 6-й — управление поставщиками. От ответа на вопрос, возможно ли внедрение этой технологии в российском судостроении, зависит будущее самой отрасли».

Прошедшее обсуждение стало одним из серии дискуссий, организуемых Межведомственным аналитическим центром в рамках масштабного проекта по разработке Долгосрочного прогноза научно-технологического развития ключевых секторов российской экономики на период до 2030 года. Проект готовится МАЦ по заказу Министерства образования и науки РФ в сотрудничестве другими отраслевыми ведомствами (Минсвязи, Минсельхоз, Минздравсоцразвития).

Напомним, что ЦСР «Северо-Запад» принимает участие в проекте, задача специалистов Фонда — разработать предложения по внедрению и реализации выявленных в рамках Долгосрочного прогноза приоритетов научно-технологического развития страны в научно-технической политике регионов.