Продолжается работа онлайн-семинаров Клуба аналитиков.
Мы обсуждаем перспективы развития отдельных отраслей Приволжского федерального округа и факторы, определяющие мобильность бизнеса и населения на современном этапе. Мировая экономика претерпевает стремительные изменения, трансформируется экономическая география. Происходит смена технологических и бизнес-моделей, продолжающаяся пандемия Covid-19 ставит перед бизнесом ряд новых вызовов. В условиях неопределенности для удержания позиций и выхода на растущие рынки компаниям необходимы своевременный анализ текущих событий и выявление новых долгосрочных тенденций, а также поиск инициатив.
19 октября прошел первый из серии онлайн-семинаров, посвященных актуальным рыночным тенденциям, новым возможностям экономического развития Поволжья. Семинары проводятся в рамках Клуба аналитиков Фонда «ЦСР «Северо-Запад» – цифровой площадки, объединяющей отраслевых экспертов. Руководителем и модератором Клуба выступает Марина Липецкая, директор Фонда.
Тема первого семинара – факторы привлекательности территории для развития цифрового бизнеса. Была поставлена задача – в процессе дискуссии разобраться с основными тенденциями цифровой индустрии, которые могут стать перспективными направлениями или вызовами для Поволжья в ближайшие годы.
С докладом о том, как поменялись рынки присутствия компаний в связи с ростом тренда на цифровизацию, выступила Анна Никитченко-Зарина, управляющий партнер O2Consulting. Анна отметила, что разрыв между компаниями по степени цифровизации существенен, а их география присутствия отчасти определяется степенью консолидации и этапом эволюции, на котором находится отрасль. Необходимым условием регионального роста является развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, при этом важно отслеживать компании, которые в перспективе смогут стать глобальными лидерами рынка.
Лариса Лапидус, Директор Центра социально-экономических инноваций Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, рассказала о влиянии тренда «цифровизация и цифровая трансформация» на рынки присутствия компаний. Лариса представила ключевые выводы на основе собственной разработки – стратегий цифровой трансформации, включающих использование информационных технологий в качестве средства оптимизации и автоматизации бизнес-процессов компаний и как инновации для поиска путей повышения доходности. В качестве общей рекомендации для регионов была названа «минимальная цифровая корзина», включающая условия для повышения цифровой грамотности населения; платформы b2b, которые ускорят продажи промышленных компаний, и т.д. Лариса согласилась, что необходимо провести анализ игроков рынка и понять, кто может создать экосистему и интегрировать платформы под себя. Тем не менее, было отмечено, что компании-гиганты ограничивают малый бизнес, и создание в регионах условий для взращивания собственных экосистем необходимо.
Далее на семинаре Клуба аналитиков выступил Марат Мухарьямов, директор Международного IT-кластера Нижегородской области (iCluster) и заместитель генерального директора группы компаний Лад. Марат раскрыл значение и смысл локализации IT-кластера Нижегородской области на территории проекта iCity, а также сделал обзор городских форматов, создающих условия для междисциплинарной коммуникации. Был отмечен ряд показателей Нижегородской области, характеризующих большой потенциал роста в цифровой экономике – субъект занимает 1 место среди регионов РФ по числу IT-специалистов на душу населения, входит в ТОП-3 по экспортной выручке IT-компаний; Нижний Новгород занимает 3 место среди российских городов в рейтинге привлекательных для IT-аутсорсинга городов мира (Tholons). По мнению эксперта, ужесточение глобальной конкуренции в сфере IT приводит к тому, что времени на «постепенную» цифровую трансформацию у российских регионов практически не осталось. При этом вопрос об основной движущей силе изменений остаётся дискуссионным – в качестве такового может рассматриваться как потребитель – условный «человек со смартфоном», так и крупные корпорации или отраслевые специалисты.
Юрий Перелыгин, главный инженер, ООО «Ленгипрогор», присоединившийся к разговору, отметил, что цифровизация накладывает на города требования другого типа. Эксперт предложил разработать определенный набор характеристик, которым должны соответствовать города, привлекательные для цифровых компаний, и по которым их можно будет ранжировать. А также акцентировал внимание на том, что важно составить рейтинг регионов с точки зрения воспроизводства потребителя. Участники встречи поддержали его предложения и высказали свою заинтересованность в подобных мероприятиях.
Мы благодарим спикеров за содержательные доклады, а слушателей за актуальные вопросы и ждём новых экспертов в числе участников Клуба аналитиков! Программа мероприятий и основные материалы представлены по адресу: http://volgatrends.tilda.ws/