8 октября 2014

Итоги круглого стола «Новые форматы инженерного образования» в рамках VII Петербургского Международного Инновационного Форума (ПМИФ—2014)

В мероприятии приняли участие представители ведущих инженерных университетов и крупных производственных, высокотехнологических компаний, а также участники образовательных инициатив со стороны бизнеса. Президент Фонда «Центр стратегических разработок» (Москва) Владимир Княгинин выступил модератором круглого стола.

Темой круглого стола стала проблематика развития инженерного образования России с позиции вузов и работодателей. По итогам мероприятия были представлены и зафиксированы позиции всех сторон, заинтересованных в развитии инженерного образования и сети инженерных вузов в России.

В рамках круглого стола обсуждались следующие вопросы:

  • Наиболее востребованные компетенции выпускников инженерных вузов с точки зрения работодателей;
  • Проблемы обеспечения высокого качества образования в инженерных вузах;
  • Новые форматы инженерного образования и сотрудничества работодателей с вузами.

Вступительное слово Владимира Княгинина задало общий контекст обсуждения:

  • Развитые страны сталкиваются с падением престижа инженерных специальностей;
  • «Социальные лифты» для инженеров существуют только в развивающихся странах.

В этой связи проблематика развития инженерного образования в развивающихся и развитых странах сильно отличается.

Алексей Боровков, проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, выделил современные тенденции развития инженерного образования в России, а также обозначил проблему дисбаланса между качеством подготовки инженеров в вузах и потребностями работодателей.

Марианна Чаруйская, начальник отдела планирования организации учебного процесса Московской высшей школы инжиниринга (МВШИ), занимающейся подготовкой и повышением квалификации российских инженерных кадров, рассказала о проблемах, стоящих перед бизнесом в рамках реализации инженерной составляющей инвестиционных проектов, и опыте применения дуального образования на базе МВШИ, позволяющего готовить специалистов, способных эффективно реализовывать инженерные решения.

Дмитрию Степкин, директор по инновационным проектам ОАО «ОМЗ», затронул вопрос подготовки инженеров-предпринимателей, способных коммерциализировать инженерные решения. Было отмечено, что компании сложно найти проработанные стартапы, поскольку компания предпочитает покупать не интеллектуальную собственность, а готовые бизнесы. По этой причине ОАО «ОМЗ» активно инвестирует в инновационные проекты университетов, студенческие конкурсы и организацию практики студентов.

Григорий Школьников, руководитель по развитию бизнеса CG ООО «КУКА Роботикс Рус», акцентировал внимание на нехватке прикладных инженеров, которые могли бы работать с промышленными роботами, и рассказал о форматах сотрудничества ООО «КУКА Роботикс Рус» с университетами для подготовки кадров, необходимых современным производственным предприятиям.

Алексей Кораблев, председатель правления НП «Кластер Высоких технологий и Инжиниринга», отметил, что малым и средним высокотехнологичным предприятиям рациональнее сотрудничать с университетами в рамках кластерных базовых кафедр, и описал практический кейс создания подобных кафедр на опыте НП «Кластер Высоких технологий и Инжиниринга».

В ходе дискуссии обсуждались существующие проблемы в инженерном образовании, перспективы сотрудничества университетов с предприятиями и повышение качества подготовки специалистов в университетах.

Иосиф Туккель, декан факультета инноватики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, считает, что основная причина «отставания» вузов от запросов промышленности – разная «инерционность» системы образования и промышленности. Решением проблемы могли бы стать совместно разработанные профессиональные стандарты, которые станут основой для разработки образовательных программ.

Михаил Афанасьев, директор Института машиностроения «ЛМЗ-ВТУЗ» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, полагает, что сотрудничество между университетами и предприятиями позволяет вузу «абсорбировать» современные технологии и, соответственно, готовить квалифицированных специалистов.

В заключении Владимир Княгинин обратил внимание на ключевой вопрос, стоящий перед инженерным образованием в России и в мире, связанный с разворачиванием нового этапа развития инженерного дела и, в свою очередь, профессиональных и образовательных стандартов. В том случае, если инженерное образование действительно находится на пороге нового этапа развития, вузам необходимо искать новые форматы и методы обеспечении подготовки инженеров.