18 декабря 2018

Чем запомнился Инновационный Форум в Железногорске 2018 г.

Форум прошел 23-24 ноября. Общая тема этого года – «Центры науки и инноваций – драйверы цифровых регионов». В фокусе внимания – вопрос о ключевых изменениях, новых возможностях и задачах для городов и регионов в условиях цифровой экономики и с учетом меняющегося контекста: новые национальные приоритеты согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года», расширение программы «Цифровая экономика РФ», запуск новых национальных и федеральных проектов, курс крупного бизнеса на цифровизацию, новые ориентиры развития науки и инноваций.

В первый день Форума в рамках молодежной программы прошел исследовательский интенсив «Умный город + цифровые решения». С итогами интенсива можно ознакомиться здесь. Вторым мероприятием молодежной программы стала образовательная акселерационная программа для победителей программы «УМНИК» 2016-2017 годов.

В рамках деловой программы Форума 23 ноября был организован круглый стол «Реновация объектов социальной сферы и создание многофункциональных культурных центров». Участники обсудили уровень развития социально-культурной среды в Железногорске. Отмечен неудовлетворенный спрос жителей в этой сфере и необходимость внедрения новых форматов организации досуга. В ходе дискуссии прозвучало предложение о трансформации городского Центра Досуга как перспективном направлении развития социально-культурной сферы Железногорска.

Во второй день Форума состоялась основная масса мероприятий деловой программы. Центральным мероприятием дня стало Пленарное заседание «Роль городов в реализации национальных целей и проектов инновационного и технологического развития». Ключевой вопрос дискуссии – приоритезация городских целей и задач для достижения новых национальных целей. Эксперты отметили два основных барьера для эффективного вклада городов в реализацию национальных приоритетов: 1) отсутствие единой городской политики в России, что приводит к непониманию регионами и городами своей роли в процессе достижения приоритетов; 2) недостаточное ресурсное обеспечение муниципалитетов для реализации нового пакета национальных проектов. Участники отдельно обсудили цифровую трансформацию базовых предприятий и ее влияние на изменение и конкурентоспособность городов, в которых они локализованы. Было отмечено, что внедрение передовых цифровых технологий и их переток из производственной сферы в различные сектора городского хозяйства, необходимы для повышения качества жизни граждан. Однако, чтобы это состоялось, цифровая трансформация прежде всего должна произойти в «головах» власти, бизнеса и самих горожан, должны значительно измениться образ мышления и интенсивность коммуникаций, а также усилен вектор на сохранение интеллектуального капитала в городах, особенно малых и средних.

На круглом столе «Перезагрузка» ядерных и космических инновационных кластеров в условиях новой системы национальных приоритетов» участники обсудили возможности кооперации разных кластеров для обеспечения новых качественных результатов в условиях достижения новых национальных приоритетов и ситуации на рынках высокотехнологичной продукции. Отдельно рассмотрен вопрос о перспективах развития инновационного кластера Красноярского края технополис «Енисей». Участники согласились с тем, что одним из главных критериев успеха кластеров в долгосрочной перспективе является выстраивание контура открытых инноваций и работа с МСП и корпоративным сектором. В качестве перспективного направления развития кластерного формата предлагается позиционирование кластеров как «цифровых хабов», где главные стейкхолдеры – платформенные компании с разомкнутым контуром, способные в течение быстрого периода времени менять специализацию.

Участники круглого стола «Потенциал инженерных решений для проектов умного города» обсудили вопросы внедрения «умных» технологий в городскую среду. Отмечено, что в России есть сильные игроки, которые формируют ландшафт рынка технологий «умных городов»: телекомы, финансовые структуры, крупные производители оригинального оборудования, ряд госкорпораций (Ростех, Росатом). Для решения городских проблем необходима единая цифровая платформа, потенциал для формирования которой уже есть, в т.ч. и у Железногорска. Высказаны сомнения об открытости таких платформ, отмечена необходимость взаимодействия различных игроков для работы с общими базами данных и принятия эффективных решений. «Красной линией» в обсуждении стала тема обеспечения информационной безопасности при разработке и внедрении решений «умного города». Вместе с тем, было признано наличие у ключевых игроков элементов, которые могут стать основой для качественно нового взаимодействия при реализации проектов «умных городов»: наличие финансовых институтов, прототипов технологических платформ и систем безопасности. Такая кооперация может дать начало работе альянса, который мог бы развиваться сначала на пилотных площадках.

На семинаре «Триггеры развития городской среды» прозвучали доклады о реализации средовых проектов в городах, в т.ч. в Железногорске и Зеленогорске. Задача формирования комфортной городской среды предполагает не только благоустройство городских территорий, но также создание целостной планировочной структуры города, внедрение цифровых технологий и наполнение территории современными форматами проведения досуга, развитие городского сообщества. Участники дискуссии пришли к общему мнению, что средовые проекты жизнеспособны только при условии взаимодействия администрации города с горожанами и представителями бизнеса. В ходе дискуссии были выражены две противоположные позиции представителей бизнеса о перспективности небольших городов для размещения новых объектов: с одной стороны – слабый интерес местных жителей к локальным проектам, с другой – низкий порог вхождения в малый город и возможности для эффективной маркетинговой кампании.

В рамках круглого стола «Перспективы, возможности и ограничения научно-технологического развития городов: роль человеческого капитала» отмечено, что 2018 год стал ключевым для подготовки законодательных основ в сфере цифровизации страны. Ожидается, что порядка 70 млрд. рублей будет направлено на поддержку исследовательских центров, ориентированных на передовые научные разработки в интересах промышленности. В этой связи инновационные столицы Сибири (Красноярск, Новосибирск, и Томск) имеют шанс получить достаточное финансирование. В ходе дискуссии эксперты говорили о роли высокотехнологичных предприятий и вузов в процессе цифровизации городов и пришли к заключению, что для достижения желаемого эффекта необходимо объединение усилий образовательного и производственного секторов. Необходимо создавать научно-образовательные центры, развивать новые инструменты конвертации разработок, производимых в университетах, в реальную экономику. Остался нераскрытым вопрос о том, в какой форме должны существовать вузы сегодня, чтобы оставаться востребованными и эффективными в рамках развития высокотехнологичных производств.

Участники круглого стола «Формирование системы привлечения резидентов территорий опережающего социально-экономического развития в ЗАТО» отметили роль ТОСЭР как драйвера развития МСП и инструмента привлечения бизнеса на такие территории. Обозначена проблема низкой динамичности ТОСЭР и вместе с тем важность непрерывного и тесного сотрудничества с представителями бизнеса для выявления их быстро меняющихся потребностей, а также активной аналитической работы для формирования кодекса лучших практик. По мнению экспертов, чтобы ТОСЭР были привлекательны для потенциальных резидентов, необходим сформированный рынок сбыта, комфортные стартовые условия ведения бизнеса, качественная городская среда, включающая современные социальные и досуговые объекты. По результатам мероприятия остался открытым вопрос о том, как оценивать эффективность ТОСЭР.

На Форуме также прошел ряд ассоциированных мероприятий, в т.ч. собрание участников технологической платформы «Национальная информационная спутниковая система» и совещание по развитию Кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск.

На полях Форума была организована выставка передовых технологических решений для городов с демонстрационными секциями по разным направлениям. Были представлены разработки крупных предприятий – лидеров своих отраслей, и малых инновационных компаний в решении узкоспециализированных задач. Среди флагманских предприятий – компания Красцветмет, Горно-химический комбинат, КБ «ИСКРА», АО «Информационные спутниковые системы». Крупный блок отведен проектам региональных вузов. Сибирский федеральный университет представил цифровую платформу обмена знаниями и управления авторскими правами, работающую на основе технологии блокчейн. Красноярский государственный медицинский университет продемонстрировал свои последние достижения в области цифровой медицины. Сибирский государственный университет науки и технологий познакомил участников Форума с форматом малых искусственных спутников.

На Форуме были подписаны соглашения о сотрудничестве АНО «Инновационный инжиниринговый центр» с Сибирским федеральным университетом и с Сибирским государственным университетом науки и технологий им. М.Ф. Решетнева.

Организаторы и партнеры Форума: Минэкономразвития РФ, Минобрнауки РФ, ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», Правительство Красноярского края, Администрация ЗАТО г. Железногорск, Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск, Фонд «ЦСР «Северо-Запад», АНО «Цифровая экономика».