Представление Доктрины развития Северо-Запада России на расширенном Правления Фонда «ЦСР СЗ»

1 июня в городе Кировск Мурманской области на территории АОА “Апатит” состоялось выездное расширенное заседание Правления Фонда “Центр стратегических разработок “Северо-Запад” (ЦСР СЗ). Темой обсуждения заседания Правления стала “Доктрина развития Северо-Запада России”.

В обсуждении приняли участие члены Правления Фонда: заместитель Председателя Совета директоров банка «Россия» Юрий Ковальчук, президент Фонда «Центр стратегических разработок» (Москва) Дмитрий Мезенцев, генеральный директор ОАО «Телекоминвест» Александр Няго, первый заместитель генерального директора ЦНИИ «Гранит» Георгий Коржавин, члены Попечительского Совета Фонда во главе с академиком, членом РАН Александром Фурсенко, научный руководитель Программы Фонда Петр Щедровицкий, эксперты Фонда, в том числе министр по атомной энергии Александр Румянцев, заместитель управляющего делами Президента РФ Борис Юрлов, представители регионального бизнеса, администраций субъектов РФ, общественных организаций. В работе заседания участвовал губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов.
По мысли авторов, Доктрина является первой в пакете документов, описывающих стратегию развития Северо-Запада России.

Доктрина представляет новые технологии стратегического управления. В документе обрисовывается современный контекст существования Северо-Запада как части России, фиксируются внешние «вызовы» и внутренние задачи, стоящие перед регионом и страной. Доктрина описывает общую систему принципов, на основании которых может выстраиваться деятельность субъектов регионального развития, и определяет возможные направления развития региона.

На сегодняшний день экспертные группы, участвующие в разработке документа, выделили 7 приоритетных линий развития Северо-Запада: мегапроект «Калининград», новое освоение российского Севера, решение проблем энергопользования и энергосбережения, формирование инфраструктуры инновационной экономики, развитие лесного комплекса, развитие культурного потенциала региона и человеческого капитала. В процессе дальнейшего обсуждения проектные линии могут меняться с учетом реальности их реализации. Создание Доктрины развития Северо-Запада - результат полугодовой работы экспертного состава ЦСР, вовлеченного в общую дискуссию по поводу стратегии развития региона. Коллектив разработчиков составил около 100 человек, входящих в региональные рабочие группы. Помимо них к работе привлекались эксперты, представители федеральных и местных органов власти, регионального бизнеса, общественные организации.

Доктрина - документ публичный, и Фонд заинтересован в самом широком обсуждении тем, представленных в ней. ЦСР «Северо-Запад» с самого начала заявлял себя как открытую коммуникативную площадку, вовлекающую в диалог о стратегии региона всех заинтересованных в развитии Северо-Запада субъектов.

Доктрина адресована, в первую очередь, ответственным лицам, принимающим стратегические решения, и экспертному сообществу, обосновывающему необходимость этих решений и определяющему их реалистичность.

Задача ЦСР «Северо-Запад» заключается не в том, чтобы создать автономную программу для Северо-Запада и тем самым отделить его от других регионов. Наоборот - необходимо определить, какие проекты Россия может реализовывать на Северо-Западе с учетом его специфики. Речь идет не о стратегии Северо-Запада, а скорее о стратегии России на Северо-Западе, миссии региона по отношению к стране в целом.

В России существует дефицит стратегического мышления. Разрозненность отдельных игроков (субъектов федерации, крупных предприятий и т.д.), ведущих конкурентную борьбу за общий дефицитный ресурс, невозможность согласования взаимных интересов в долгосрочной перспективе привели к потере прежних позиций России на международной арене и обострили внутренние, региональные проблемы. Для их решения необходим запуск целой серии проектов, объединяющих ресурсы разных территорий и корпораций. Принцип партнерства на основе взаимодополняемости интересов, целей, ресурсов отдельных субъектов необходимо применять и в отношении международного сотрудничества.

Уникальное геоэкономическое положение Северо-Запада, его научный и образовательный потенциал позволяют отработать на его территории механизмы деятельности партнерского государства, основанного на сотрудничестве между властью, бизнесом и обществом.

Международное сотрудничество в Балтийском и Баренцевом регионе, партнерство в масштабе региона Северной Европы, взаимодействие со странами Прибалтики и Белоруссии, партнерство Северо-Западного региона с глубинной Россией и отработка новых институтов взаимодействия бизнеса и власти должны стать специфической миссией Северо-Запада в России.