IX Красноярский экономический форум «Время стратегических инициатив»

Город проведения:
Красноярск
Координатор:
Миронова Анна Алексеевна

IX Красноярский экономический форум «Время стратегических инициатив» прошел в Красноярске 16–18 февраля 2012 г. Центр стратегических разработок «Северо-Запад» в третий раз принял участие в подготовке форума. Задачи, которые решались экспертами Фонда на КЭФ-2012 — разработка Концепции форума, формирование деловой программы, рекомендаций по составу ключевых спикеров и экспертов по выбранным тематикам, модераторов и заинтересованных участников.

IX Красноярский экономический форум прошел в преддверии запуска нового политического и экономического цикла в развитии страны. Именно поэтому основной его тематикой стало обсуждение стратегических инициатив, которые смогут выступать драйвером развития страны и влиять на ее экономический рост.

Стратегические инициативы как поиск новых идей, и, в том числе, способность осознавать новые социальные позиции, легли в основу повестки форума в 2012 году. Такое обсуждение обозначило свою значимость еще и потому, что оно выступает одним из механизмов формирования действенных коалиций по выдвижению и реализации подобных инициатив.

Поиск новых стратегических инициатив — ключевая тема в настоящее время в публичном пространстве. Для этого создаются новые институты развития: Агентство стратегических инициатив, Фонд прямых инвестиций, Институт инвестиционных уполномоченных в субъектах РФ и др. Разрабатываются «Стратегия — 2020», долгосрочные целевые программы, крупные инвестиционные проекты, организовано финансирование из специально созданного Инвестиционного фонда РФ.

На форуме 2012 года актуальность выбранной тематики подтверждается небывалым количеством участников (их общее число превысило 2900 человек), большим разнообразием тематических дискуссий, а также тем, что форуму был придан высокий политический статус: руководители федеральных органов власти и ключевых институтов развития стали активными участниками мероприятий IX форума в Красноярске.

В ходе дискуссий центральным стало прогнозирование и обсуждение возможного следующего долгосрочного шага социально-экономического развития страны — стратегического маневра. Были обозначены ключевые проблемы и тренды нового цикла экономического развития, определены шаги в реализации будущих приоритетов.

Основной вызов для стран экономики посткризисного периода и следующий этап их развития — необходимость строить свои стратегии в ситуации ограниченных ресурсов и глобальных изменений в источниках роста. Для России это означает, какие приоритетные задачи предстоит решать и каким образом находить баланс между социальными программами, с одной стороны, и инвестиционными — с другой.

Обозначить характер нового стратегического действия позволило обсуждение на форуме ряда вопросов, связанных с определением критериев стратегических инициатив.

Прежде всего, это вопрос приоритетов стратегических проектов и направлений: где следует ожидать инвестиционного бума, а где имеется дефицит стимулирования инвестиций. Очевидно, что период «экстенсивных» инвестиций закончен и сегодня инвесторы, в том числе иностранные, видят потенциал в капитализации нересурсных и высокотехнологичных секторов. Это энергетика, сельское хозяйство, транспорт и логистика. Вместе с тем, усложняется сам процесс определения приоритетности проектов и выбора направлений вложения средств, одновременно растет конкуренция стран и регионов за создание инвестиционно-привлекательной среды. Риски, предъявляемые текущими возможностями российской экономики, вынуждают инвесторов увеличивать перечень требований к территориям размещения инвестируемых средств. Формируется запрос на качество среды, где уже созданы базовые инфраструктурные условия, есть достаточная правовая и процедурная прозрачность местных администраций и государственной политики, квалифицированные трудовые ресурсы, способные в значительной степени удовлетворить кадровые потребности инвестора.

Общий тренд будущего изменения модели экономического роста сводится к ориентации на ряд отраслей, не связанных с углеводородами, которые обладают видимым потенциалом обеспечения технологического прорыва Российской Федерации. Это космос, энергетика, авиастроение, компьютерная техника, и целый ряд других отраслей. Но в целом перечень инициатив, представленных на форуме, не ограничился определением проблематики проектов только экономических направлений. Социальный блок инициатив был широко представлен стратегиями и идеями в образовательной и культурной сферах, что выявило актуальность задач и масштабность требуемых решений в данных областях.

Следующий вопрос повестки форума — масштаб запускаемых стратегических инициатив и требования к нему. Важным является также понимание того, какое воздействие на экономику должны оказать перспективные стратегические проекты будущего.

Ключевым трендом сегодня становится изменение масштаба видения и длительности стратегического действия. В попытках планирования и организации своего дела бизнес сейчас стоит перед необходимостью размышлять масштабом в пять, десять, а иногда и более лет. Новое качество будущих инициатив доказывает, что мы должны размышлять большим масштабом времени в проектируемых действиях стратегического характера.

Соразмерность мер в области структурного маневра будет связана, прежде всего, с действиями в сфере бюджетной и налоговой политики, финансовых реформ. Следовательно, соразмерно масштабу планируемых стратегических проектов должны формироваться понятные инвесторам и единые в правилах инструменты структурной политики. Открытость российской политики в этом смысле будет означать то, чтобы инвесторы и бизнес могли понимать, как мыслит государство и власть, какими категориями оперирует. Должна расти решимость проводить реформы по оптимизации средств и перераспределения на более эффективные направления, но вместе с тем бюджетные маневры и инициативы не должны быть направлены на нарушение макроэкономической стабильности.

Далее один главных вопросов повестки — партнеры инициатив. Центральным в этом направлении стала полемика, кто может и должен выступить партнером страны в реализации предложенных стратегических инициатив, каковы условия формирования партнерств и есть ли успешный опыт формирования альянсов для реализации стратегических инициатив государственного значения.

Форум продемонстрировал, что последовательная реализация принципов частно-государственного партнерства и новый механизм взаимодействия бизнес институтов и государства по поводу этих принципов становятся определяющими в вопросах эффективности крупных стратегических проектов. Так, успешен опыт Внешэкономбанка, поле проектных инициатив которого как раз и находится между предпринимательской инициативой и политикой государства, и банк тем самым становится проводником этой последовательной и внятной внутренней политики.

Вместе с тем, по-новому начинают звучать вопросы доверия, как подтверждение правомочности того, что государство поддерживает. Уровень доверия становится важным аспектом в построении горизонта видения всего бизнеса, и сегодня довольно многие процедуры, которые рынком воспринимаются как сугубо бюрократические, именно и связаны с тем, чтобы обеспечить появление достаточного для уверенных обоюдных действий уровня доверия между партнерами в частно-государственном партнерстве.

При запуске социальных инициатив важно понимать, насколько они будут эффективны с точки зрения бюджета и общественной пользы. И в этом отношении важно прислушаться к предложениям по расширению участия бизнеса и общественных институтов в финансировании социальной сферы. Очевидно, если бюджет не может закрыть финансирование по всем социальным проектам, эта функция государства должна быть дополнена частной инициативой.

В предмете разговора не только о социальных, но также и культурных инициативах, ключевой становится идея партнерства как создания общих коммуникационных проектов. Они позволяют, с одной стороны, сшивать какими-то общими идеями культурное пространство страны, с другой — позволяют людям из социальной, деловой и культурных сфер увидеть друг друга, понять интересы каждого и сформулировать общие крупные проекты, которые так или иначе влияют на развитие территории.

Кроме того, уже не только для отраслей экономики, но и в социальной и культурной сферах, партнерства все больше организуются по типу кластерных инициатив. При запуске социокультурных проектов должна главенствовать ориентация на поиск и создание некоторой платформы презентации новых социальных и культурных технологий, которые реально влияют на экономические факторы развития территории.

Обсуждение на форуме зафиксировало, что те, кто освоят технологии нового социального инжиниринга, кто будет успешен в этом, тот и будет интересен для экономики и бюджетной сферы. На такую позицию вполне уверенно претендует Агентство стратегических инициатив (АСИ), представившее на площадках форума много перспективных решений в социальной сфере.

Еще одним критерием стратегических инициатив, который обсуждался в рамках панельных дискуссий форума, это ресурсы, необходимые для их реализации. Также важно понимание того, каким образом должна быть модернизирована институциональная среда, и какую роль должно играть государство в поиске ресурсов для реализации стратегических проектов.

Общая дискуссия форума продемонстрировала, что нет единого решения как универсального ответа на вызовы и актуальные проблемы экономики и социальной сферы. Должна прорабатываться система взаимосвязанных мер, а в модели управления появиться пакет качественно сложных, но согласованных решений, который будет поддержан максимально конкретным перечнем шагов и отдельных тактик.

Кроме того, сложные стратегии и долгосрочные задачи, очевидно, требуют нового пакета компетенций, а значит — других людей, обладающих другими навыками, другими взглядами, другим набором знаний. Это в свою очередь — серьезнейший вызов системе образования и подготовки, которая должна измениться, несмотря на всею болезненность и социальную резонансность этого процесса.

Большое внимание на сессиях форума было уделено демографическим аспектам нового этапа разворачивании стратегических сценариев, что для России обнажает значительный пласт глобальных вызовов. Возможно, что решая демографические проблемы, есть возможность выхода на проектирование новой модели бюджетирования социальных проектов. Но очевидно, что это не быстрый процесс, и он требует детальной проработки.

Обозначенные стратегические приоритеты формирования в России новой экономики требуют комплексного переформатирования системы управления и пересмотра роли институтов развития, которые функционально отходят от традиционного понимания их как механизмов преодоления очевидных рыночных «провалов» и становятся активными общественными конструктами, задающими инструментализацию развития в системе ценностей современного социума. Дискуссия форума зафиксировала, что, несмотря на достаточное разнообразие институтов развития и их успешный частный опыт, существует их заметная разобщенность, и она должна не только технически координироваться. Ключевая стратегическая инициатива здесь состоит в том, чтобы задействовать систему региональных агентств развития. Такое предложение звучит не впервые, но сейчас эту идею важно переосмыслить в духе ключевого института развития, который бы обеспечивал привязку таких разнообразных инициатив, сегодня пролонгируемых под эгидой разных министерств, международных организаций. Агентство могло бы формировать некий портфель проектов, пакет идей.

Ресурсный потенциал финансовой сферы также претерпевает изменения. Стратегическим направлением для институтов и организаций, которые сейчас работают в финансово-банковском секторе, является создание устойчивых моделей развития. Налицо поиск долгосрочных стратегий устойчивого развития, позволяющих выстраивать модели бизнеса, которые бы обеспечивали достаточный уровень возврата капитала и способность противостоять быстрым очередным изменениям экономической конъюнктуры.

По итогам прошедших дискуссий Форум смог сформировать перечень инициатив и перспективных решений по реализации долгосрочных стратегий развития.

Прежде всего, следует отметить представленные Красноярским краем инициативы стратегического характера, в том числе: выдвижение кандидатуры г. Красноярска на право проведения XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года, инновационный кластер ядерных и космических технологий в ЗАТО г. Железногорск, знаковые для региона инвестиционные и инфраструктурные проекты, а также обозначенные Губернатором Красноярского края инициативы в сфере демографического развития и социальной политики. Готовность Красноярска к приему Универсиады 2019 года прозвучала в тематике Молодежной площадки форума. Центральным стало обсуждение создания спортивного города, были презентованы проекты развития спортивной инфраструктуры, озвучены вопросы проведения событий, популяризирующих спорт.

Во-вторых, значительных результатов на форуме достигло Агентство стратегических инициатив — институт, который был создан в период стремительно меняющейся экономики страны и именно для целей поиска идей, способных лечь в основу следующего цикла инвестиционного роста. Агентство представило целый ряд проектов, разработанных представителями малого и среднего бизнеса, и в том, числе те, которые связаны с инновационной экономикой и новыми продуктами и услугами, которые предлагаются на рынке. Презентованная на форуме «Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации» включает в себя 22 предложенных предпринимателями проекта, направленных на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории Российской Федерации процедур по ведению бизнеса. Инициативы Агентства, направленные на развитие системы образования и социальной сферы, взаимодействия среднего бизнеса и институтов развития, совершенствование законодательной базы в сфере строительства, энергетики, таможенного администрирования и поддержки экспорта были в полной мере представлены на форуме.

К третьему блоку решений, которые были сформулированы на форуме, следует отнести инициативы в сфере развития инфраструктур, которые были направлены на совершенствование механизмов частно-государственного партнерства, на решение вопросов развития энергетической инфраструктуры, развития логистики и эффективному встраиванию нашей страны в новую систему транспортных связей Азиатского региона.

Учитывая актуальность подготовки кадров для потребностей российской инновационной экономики, на круглых столах, посвященных вопросам развития энергетической инфраструктуры, были подержаны инициативы о создании Консорциума ведущих российских и зарубежных учебных и научно-исследовательских институтов по подготовке кадров по ключевым для энергетики, энергетического машиностроения, распределенной и возобновляемой энергетики профилям. Для успешного решения проблем в региональной энергетике, в том числе малой и возобновляемой энергетике, также было рекомендовано шире использовать кластерные инициативы на местах, используя при этом накопленный опыт в данном направлении Красноярского края. В целом, был озвучена необходимость нового подхода к формированию инвестиционных программ, которые создают как предприятия, так и государство.

Отдельно были озвучены инициативы по улучшению транзитного потенциала и совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей международные авиаперевозки, сформулирован бок действий по привлечению иностранных авиаперевозчиков в региональные аэропорты.

В экспертном обсуждении на секции «Развитие инфраструктуры как условие экономического роста» были сформулированы основные условия улучшения ситуации с инфраструктурой. К ним относятся создание единого центра или процесса планирования инфраструктуры, независимая техническая экспертиза на ключевых стадиях разработки инвестиционных программ, мониторинг исполнения бюджета и сроков строительства. Дискуссии форума продемонстрировали, что в целом уже достаточно давно существует консенсус о стратегических направлениях развития российской экономики, и на сегодняшний главная задача состоит в том, чтобы заметно повысить темпы выполнения этих ранее намеченных планов. Для этого необходимо применять проектный подход к реализации запланированных изменений, в том числе в сфере государственного управления.

Четвертый блок форума был посвящен вопросам развития институтов государственного управления и эффективности реализуемых государственных программ. Здесь среди результатов следует отметить предложенные участниками форума инициативы по совершенствованию механизма выработки и исполнения региональных стратегий и программ социально-экономического развития. Группой экспертов на панельной дискуссии «Институты развития. Доступ к новым компетенциям, потенциал и приоритеты международного сотрудничества» был представлен ряд инициатив, направленных на выработку новых механизмов развития регионов.

В их числе: инициатива задействовать систему региональных агентств для решения вопросов взаимодействия федеральных и региональных ведомств при реализации различных проектов развития, повысить эффективность участия России в международных организациях развития, обновить систему территориального развития. Вопросам совершенствования институтов развития были посвящены также ряд мероприятий Агентства стратегических инициатив, предложившего принять перечень мер по улучшению системы получения разрешений на строительство, качества нормативно-правовой базы по таможенному регулированию (упрощение, ускорение и удешевление процедур, необходимых для осуществления ВЭД), мер поддержки отечественного экспорта и обеспечению защиты предпринимателей от политических рисков и другие.

Значительных результатов участникам форума удалось достичь по линии обсуждения вопросов развития образования. Этой тематике была посвящена панельная дискуссия «Образование. Карьерные линии молодежи», где было отмечено, что особенное внимание должно быть уделено вопросам совершенствования системы инженерного образования и формирования новой социальной матрицы государственного регулирования в сфере подготовки специалистов и прогнозирования потребности на них. Это потребует совершенствования системы профессиональных стандартов, ориентации на повышение практичности системы образования, а также улучшения качества взаимодействия компаний и высших учебных заведений, в том числе по линии повышения квалификации.

Инициативным решением стало предложение по внедрению институтов «тонкой настройки» эффективных практик системы образования, в том числе ориентированных на привлечение иностранных студентов в вузы. Следует продолжить работу по оптимизации избыточной сети высших образовательных учреждений, но при решении этого вопроса следует также обсуждать школьную подготовку, поскольку модернизация вузов невозможна без опоры на среднее образование, — об этом с инициативой высказался Министр финансов РФ.

Важным блоком работы форума стала панельная дискуссия «Инновации. Ставка на крупные компании — национальные чемпионы или на эффективные кластеры?». Ключевым результатом работы этой секции стала инициатива по развитию системы национальных инновационных кластеров, созданию экосистем знаний и поддержке малого инновационного бизнеса. Вывод состоит в том, что главный процесс в формировании, в реализации кластерной политики — это не столько привлечение ресурсов, не столько их концентрация, сколько формирование инструментов, позволяющих организовывать эту горизонтальную коммуникацию. По сути, кластер — это своего рода способ сборки, и в том числе в деятельности институтов развития. Поэтому один из главных вопросов — это вопрос об этих инструментах коммуникаций.

Участники дискуссии пришли к выводу, что специальным образом в рамках промышленной политики должна быть выделена политика технологическая, одним из элементов которой должно стать формирование вокруг крупных национальных компаний мягкой инфраструктуры или экосистемы инновационных компаний, способных стимулировать экономическое развитие страны. Примером такого действия может стать проект создания инновационного кластера в г. Железногорске под Красноярском, где вокруг двух базовых предприятий города от атомной и аэрокосмической промышленности уже сейчас идет процесс формирования такой экосистемы малых инновационных компаний. Как уже отмечалось, инновационный кластер Железногорска вошел в число основных стратегических инициатив, которые были представлены на Красноярском экономическом форуме. Кроме того, в рамках программы форума прошло Заседание Совета кластера инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск, где были сделаны акценты на необходимости развития инновационной инфраструктуры внутри кластера в виде центра трансфера технологий, бизнес-инкубатора и более тесного сотрудничества с финансовыми институтами развития.

К другим инициативам форума в сфере инновационной политики следует отнести рекомендации по развитию промышленного дизайна, обсуждению развития которого в нашей стране была посвящена дискуссия форума «Культура производства вещей». Очевидно, что если мы собираемся выстраивать эффективную технологическую политику, пониманию особенностей развития промышленного дизайна и его встраивания в сложные технологические и производственные цепочки должно быть уделено особенное внимание, поскольку без этого многие проекты в высокотехнологичной сфере окажутся неконкурентоспособными.

Наконец, последний блок форума, сумевший сформировать свой перечень стратегических инициатив по экономическому развитию страны, был направлен на обсуждение вопросов развития Сибири и Азиатской повестки развития российской экономики. Соответствующие дискуссии прошли в рамках конференций основного дня форума: «Сибирь в геополитическом и экономическом пространстве» и «Азиатские чтения», в рамках обоих пленарных заседаний, а также на дополнительных мероприятиях форума.

Главным выводом обсуждений стали инициативы по выработке решений, направленных на обеспечение баланса между региональным и федеральным уровнями управления в вопросах стратегического планирования развития территорий Сибири, а также на усиление плотности коммуникации с партнерами из числа стран АТР. При этом развитие партнерской сети коммуникаций должно проистекать как по линии совершенствования торгового сотрудничества, так и по линии взаимодействия в сфере промышленной политики, транспорта и логистики и инновационной сфере. Ключевые вопросы Азиатской повестки развития макрорегиона сводятся к масштабированию инициатив по формированию среды проектирования и механизмов создания институциональной матрицы, появлению технологических консорциумов для продвижения сложной технологической продукции и созданию инвестиционных пулов для того, чтобы поднимать развитие определенных месторождений и проч.

В целом, IX Красноярский экономический форум показал, что выработка стратегических инициатив — сложный и требующий детальный проработки вопрос. Стратегические инициативы не рождаются просто так. И даже если находится интересная идея, она требует больших организационных усилий для того, чтобы претендовать на получение статуса стратегической инициативы. Именно стратегические инициативы стали центральным объектов обсуждения форума. Но по итогам форума предстоит проделать большую работу по изучению и доведению до реализации предложенных инициатив и проектов, чтобы выработать единые подходы по дальнейшему отбору перспективных решений и в целом повышению эффективности экономической политики.

В отличие от прежних форумов на КЭФ-2012 акцент был сделан на дискуссионный формат обсуждений. Форум впервые смог предложить своим участникам столь разнообразные форматы мероприятий: от классических и ставших традиционными конференций по международной и общероссийской тематикам до узкоспециализированных и даже неожиданных в своей новизне мероприятий. К последним можно отнести дискуссию футурологов «Фантастическое будущее Сибири», круглый стол «Медиа будущего: способны ли инвестиции в новые проекты изменить российский рынок СМИ?», широкую лекционную программу с участием известных экспертов экономической сцены и культурных практик.
На форуме было подписано 37 соглашений с ведущими мировыми компаниями, банками и институтами развития, в целом — на сумму более 500 млрд. рублей. Среди них: Microsoft, MetroCash&Carry, Ashan, Сбербанк, Российский Фонд Прямых Инвестиций, Агентство стратегических инициатив, Фонд Сколково, ОАО «СУЭК» и ряд других. В форуме приняли участие представители 41 региона России и 28 стран мира.

Уже в девятый раз проводимый на территории Красноярского края форум — это устоявшийся бренд и традиционно претендует не только на представление официальных точек зрения, публикацию программ, но и на организацию живого диалога с обществом по поводу видения будущего и выработки разных моделей развития для страны в целом и ее отдельных регионов. В 2012 году Красноярский форум смог организовать и провести обсуждение ключевых вопросов экономической повестки, стал главной площадкой для ярких дискуссий и практических решений в поле реализации важнейших проектов и стратегических инициатив России.

Ссылки по теме: