12 июля 2013г., в Екатеринбурге на международной промышленной выставке ИННОПРОМ Минпромторг РФ при поддержке ЦСР «Северо-Запад» провёл панельную дискуссию "Глобальные производства"

Город проведения:
Екатеринбург
Место проведения
МВЦ «Екатеринбург-Экспо», бульвар Экспо, д.2
Модератор:
Щедровицкий Петр Георгиевич

Панельная дискуссия проводилась в рамках деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по промышленно-технологическому прогнозированию.

Представители компаний, принимавшие участие в дискуссии, продемонстрировали, как различаются компании, перестраивающиеся под мировые рынки только сейчас и те, которые уже родились в условия глобальной экономики. Для обоих требуются разные форматы промышленной политики, поэтому дискуссия строилась в два круга: на первом обсуждалось понимание основных трендов глобализации и возможности включения в них, а на втором – меры государственной поддержки в зависимости от рынка, на который ориентированы компании.

Открыл мероприятие Василий Сергеевич Осьмаков, директор Департамента стратегического развития Минпромторга России, подчеркнув, что для Министерства достижение глобальной конкурентоспособности индустриальными игроками является одной из ключевых задач, поэтому основная цель дискуссии - «диагностика» уровня глобализации российских компаний и сопоставление его с уровнем передовых глобальных компаний.

На первом этапе дискуссии Петр Георгиевич Щедровицкий, советник генерального директора ГК «Росатом» попросил всех участников коротко рассказать об их понимании глобализации производств, о том, какие тенденции они видят, как российские компании включаются в эти процессы.

Каждый из участников дискуссии сформулировал ключевые тезисы, опираясь на опыт работы в своей сфере деятельности.

Михаил Эдуардович Аким, директор по стратегическому развитию ABB Russia, отметил следующие тенденции: «При общей глобализации бизнеса он становится более локальным, на размещение глобальных компаний продолжают влиять следующие факторы: возможность и наличия свободных цен («плавающие тарифы»), процентные ставки по кредиту, уровень производительности труда».

Денис Александрович Ковалевич, директор Ядерного кластера «Сколково», член Советов директоров Ульяновского, Томского и Новосибирского Наноцентров, в свою очередь, говорил от лица тех, кто отвечает за создание технологических и серийных стартапов: «Перед технологическими стартапами не стоит вопроса о включении в глобальную кооперацию, так как они сразу создаются как ее элемент, а из самой сети забираются только требования к конечному продукту». «Компании, изначально являющиеся национальными и давно существующие на рынке, вынуждены включать в свой комплекс линейной интеграции новые проекты, в то время как компании, уже рожденные глобальными разделяют риски глобализации, поэтому выставляют определенные барьеры между своей организационной структурой и внешней средой», – заключил Денис Александрович, отвечая на вопрос, как действуют современные компании при интеграции в глобальный мир.

Владимир Николаевич Княгинин, директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» начал с того, что рынок для входа в глобальные компании закрыт как для интеграторов, так и для поставщиков. «Основные тенденции глобализации сейчас – рост сложности и динамики технологических процессов, – считает Владимир Николаевич, – скорость внутренних изменений компании проигрывает динамике рынка, разница между компаниями «рожденными глобальными» и национальными компаниями, перестраивающимися под глобализацию - колоссальна, но при этом они учатся друг у друга».

Продолжая тему тенденций, Евгений Борисович Кузнецов, директор продвижения инноваций и социальных программ ОАО «РВК» добавил: «Тенденции развития глобального бизнеса задают самые молодые индустрии: микроэлектроника, IT, биотех, поскольку для них вся прибыль создается на дизайне и продажах, а не на производстве, поэтому от последнего все стараются избавиться, здесь есть риск, что производства станут не просто дешевыми, а индивидуальными, более того, – продолжил он, – глобальные производства через 10 лет – это система управления товарами «от замысла до продажи».

Следующим на вопросы отвечал Алексей Евгеньевич Репик, председатель Совета директоров Группы компаний «Р-Фарм», который отметил: «Мировые лидеры родились и выросли в условиях закрытых экономик, глобализация наступила позже, и они были к ней готовы, а в России почти вся экономика очень молодая, попавшая сразу в эпоху глобализации». Самым дорогим в эпоху глобализации становится не строительство заводов, а R&D, и даже скорее «D», и именно по последнему есть возможности для налаживания глобальной кооперации.

Владимир Иванович Довгий, заместитель генерального директора по инновационному развитию и госпрограммам ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» во время своего выступления привел в пример компанию ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ», так как она включает как старые, так и новые сегменты: «Другое влияние глобализации на компанию: в прошлом году было подписано соглашение со Сколтех, компания поддерживает развитие исследовательского центра по новым материалам и конструкциям, а если говорить о тенденциях, то глобализация в прошлом - оптимизация издержек, глобализация сейчас - участки технологических компетенций высшего уровня», резюмировал Владимир Иванович.

Арсений Валерьевич Брыкин, заместитель генерального директора по стратегическому развитию и реализации государственных программ, холдинг «Росэлектроника» продолжил дискуссию тезисом о том, что конкурировать отдельными предприятиями нельзя, необходимо создавать глобальные производственные системы, далее он пояснил: «Все это усложняется тем, что глобальные компании уже создали те системы, в которые сейчас должны встраиваться российские компании: ВТО, системы стандартизации, финансовой отчетности и технического регулирования. Однако стоит пытаться образовать новые компании, которые будут настолько конкурентны, что создадут в итоге уже свои правила игры».

На втором этапе Петр Георгиевич Щедровицкий попросил всех участников дискуссии в режиме блица ответить на вопрос, какая часть российских предприятий хочет включаться в процесс глобализации, что этому мешает и как необходимо выстроить государственную политику, чтобы это произошло.

Михаил Эдуардович Аким: «Российские компании не всегда хотят включаться в глобальные производственные цепочки, но если российская компания принимает решение для себя быть глобальной, то необходимо взять критические элементы, которые производятся двумя-тремя поставщиками в мире, а «обвязку» и сервис сделать на местах».

Денис Александрович Ковалевич: «Технологические стартапы не только хотят включаться в процесс глобализации, но уже и делают это».
Владимир Николаевич Княгинин: «Государству необходимо поддерживать только те компании, которые являются глобальными, также вкладываться в компетенции, искать в стране тех, кто может глобализироваться».

Алексей Евгеньевич Репик: «Уже сейчас все находятся в состоянии глобальной конкуренции, если не сможем глобализироваться сами, то нужно купить лучшие компании за рубежом – и доступ к рынку и технологиям».

Владимир Иванович Довгий: «Российские компании могут глобализироваться, но не все хотят. Важно, чтобы не только компании, но и их контрагенты могли и хотели глобализировать свою деятельность».

Арсений Валерьевич Брыкин: «Чтобы помочь российским компаниям глобализировать их деятельность, государству необходимо формировать инфраструктуру товарных рынков, учить маркетологов, которые думают о деньгах сквозь призму технологий».

Подводя итоги, Петр Георгиевич Щедровицкий отметил, что в ходе дискуссии сложилось четкое разделение компаний на национальные, которые сейчас приспосабливаются к рынку и на компании, уже родившиеся в условиях глобализации. Участники, на примере своих отраслей, продемонстрировали, что вход на разные рынки может быть как жестким, так и мягким. Поэтому, в зависимости от типа компаний и от рынка, на который они ориентированы, необходимо разработать разные форматы государственной поддержки.

Что же касается вопроса о том, хотят ли российские компании входить в глобальную экономику, то можно заключить, что точно не хотят, поскольку существуют комфортные условия внутри страны и вкладываться в коммуникацию и партнерства, проводить исследования не имеет смысла. Когда станет ясно, что иного выхода, кроме глобализации - нет, то большое число крупных компаний начнут строить «глобализированную периферию», а к новым компаниям, которые уже «родились глобальными», начнут лучше относиться свои собственные покупатели.

Результаты, полученные в ходе дискуссии, будут учтены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».