В рамках круглого стола на площадке международной промышленной выставки ИННОПРОМ была представлена «дорожная карта» в области инжиниринга и промышленного дизайна

Город проведения:
Екатеринбург
Место проведения
МВЦ «Екатеринбург-Экспо», бульвар Экспо, д.2
Модератор:
Княгинин Владимир Николаевич

В рамках круглого стола была представлена «дорожная карта» в области инжиниринга и промышленного дизайна, которая разрабатывается ведомством по поручению Правительства Российской Федерации как первый комплексный документ, определяющий государственную политику в данном направлении.

В основу «дорожной карты» заложены меры институциональной поддержки развития инжиниринговых центров в Российской Федерации, нормативно-правовое регулирование деятельности инжиниринговых центров, реализация перспективных пилотных проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров открытого доступа с учетом потребности предприятий различных секторов экономики, имеющейся материально-технической базы и кадрового потенциала.

«Дорожная карта» задает структуру государственной политики в индустрии и является основой для разработки подпрограммы по развитию инжиниринга и промышленного дизайна в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и её конкурентоспособности».

По итогам утверждения «дорожной карты» в Правительстве Российской Федерации с документом можно будет ознакомиться на официальном сайте Минпромторга России.

Модератор Владимир Николаевич Княгинин, директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», открывая дискуссию заметил, что тема, которая поднимается на круглом столе, является наиболее актуальной для ИННОПРОМА, поскольку современная промышленность ориентируется на потребителя, возрастают требования к объемно-функциональной и эстетической сторонам конечного продукта, поэтому темы инжиниринга и дизайна выходят на передний план: «Наступила эпоха умных заводов и главными становятся проектировщики и дизайнеры». Новая эпоха требует иных компетенций от кадров, новой системы образования: «Практически во всех бизнес школах курсы инжиниринга и дизайна идут одновременно с курсами управления». Комментируя вопрос о причинах совмещения инжиниринга и дизайна в рамках одной карты, Владимир Николаевич ответил: «Совмещение инжиниринга и промышленного дизайна в административный объект управления объясняется тем, что граница между инжинирингом и промышленным дизайном поплыла, используется один и тот же инструментарий. Если действовать в старой идеологии и сохранять эту границу, то мы проиграем, даже не вступив в глобальный рынок».

«Дорожную карту» в области инжиниринга и промышленного дизайна представил Василий Сергеевич Осьмаков, директор Департамента стратегического развития Минпромторга России. Карта делится на два блока, где первый структурирует задачи по направлениям инжиниринга в ВУЗах, крупнокорпоративного инжиниринга, инжиниринга и промышленного дизайна в сегменте малого и среднего бизнеса, мер налоговой и институциональной поддержки, созданию Совета по инжинирингу при Минпромторге России. Цель второго блока — разработать и подготовить перечень соответствующих профессиональных и образовательных стандартов.
Василий Сергеевич отметил: «В конечном итоге карта должна представлять собой базовый документ, отражать многогранность понятий инжиниринга и промдизайна, задавать стратегические направления работы».

Дмитрий Васильевич Санатов, руководитель проектного направления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» сделал сообщение о государственной политике зарубежных стран в сфере промышленного дизайна: «Промышленный дизайн в зарубежных странах прошел три этапа своего развития — так называемая „лестница“, поэтому России предстоит выбрать либо скачкообразный путь развития, шагнув сразу на последнюю ступень — создать программы, аналогичные тем, что идут сейчас в Европе и США, либо пошагово пройти весь путь — осуществлять меры, принятые Евросоюзом в конце 1960-ых, для поддержки промышленного дизайна».

Алексей Иванович Боровков, проректор по перспективным проектам СПбГПУ заметил, что «дорожная карта» для инжиниринга — это, в первую очередь, поддержка точек роста, а не создание новых инфраструктурных подразделений. Более подробно в своем выступлении эксперт говорил о компьютерном инжиниринге — «технологии объединяющей сферы новых материалов, промышленного дизайна, инжиниринга и являющейся основой создания глобальной конкурентоспособной продукции нового поколения в кратчайшие сроки». Опыт СПБГПУ по работе в мировых технологических цепочках с 25 платформами лидеров автомобилестроения — BMW, Audi Bugatti, Rolls-Royce это подтверждает.

Продолжил дискуссию Денис Александрович Ковалевич, директор Ядерного кластера «Сколково», член Советов директоров Ульяновского, Томского и Новосибирского Наноцентров, сделав акцент на том, что согласно мировым тенденциям, роль малых компаний в экономике и технологическом развитии чрезвычайно важна: «Потенциально до 90% заказов на промышленный дизайн и инжиниринг может исходить из данного сектора, поэтому в текущем году мы планируем поддержать не менее 250 стартапов». Заказ, который они сформируют в сфере промышленного дизайна и инжиниринга, будет расти быстрыми темпами, не смотря на то, что сейчас спрос практически отсутсвует.
Второй важный момент — создание инжиниринговых центров в тех отраслях, где собираются критическое число технологических стартапов. Сейчас таких центров три: электроника, композиты, лазеры. В «дорожную карту» предлагается внести предложение по различным инструментам поддержки для групп секторов.

Об инфраструктуре в области промышленного дизайна и о барьерах его развития рассказала Софья Сергеевна Троценко, исполнительный директор Центра современного искусства ВИНЗАВОД. По ее мнению, реализация одного проекта не решает системную задачу в масштабах страны, поэтому нужно начинать с образования, которое должно отвечать потребностям рынка. Инфраструктура, в свою очередь, должна стать дополнительным «профессиональным лифтом». «У нас есть отличные идеи, талантливые дизайнеры, но все это не будет работать, если не будет реального заказа от производства и промышленности, так как только он может стать реальным локомотивом развития промышленного дизайна в масштабах страны» — резюмировала Софья Сергеевна.

Владимир Вячеславович Пирожков, президент Дизайн-центра «Астра Росса», отметил, что современным мировой дизайн переходит от «картинки» к «цифре»: «Российские компании узнают про цифру только сейчас, когда остальной мир переходит на „цифровой файл“, прототипипрвание», основная причина — отсутствие инициативы со стороны промышленности, государства, недостаток государственных инвестиций. Исходя из сказанного, Владимир Вячеславович поясняет: «У нас с одной стороны, есть дизайнеры, с другой — государство с отработанными и неизменными инструментами, найти инструменты эффективного взаимодействия — главная текущая задача».

В заключение дискуссии Владимир Николаевич Княгинин подвел несколько ее итогов по дальнейшему наполнению подпрограммы в области инжиниринга и промышленного дизайна:

  • необходимо создать Совет по инжинирингу и промышленному дизайну в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации;
  • начать подготовку «управленческих команд» в целом, а не отдельных специалистов;
  • учредить национальную премию в области промышленного дизайна, все страны с этого начинали: нужна национальная премия с государственной отметкой.