History

The Foundation started its work in 2001 with a major research project: “The Development of the Contours of Socio-Economic Strategy for North-Western Russia”

This project was the first attempt to work out a comprehensive strategy for the region as a territorial entity. Among the project developers were expert and regional task forces established under the agreement of the CSR “North-West” with heads of the RF constituent entities in the district. As the result of this project the CSR “North-West” made public the “Development Doctrine of North-Western Russia” - the framework document that put forward key principles for Russia’s development strategy in the North-West.

The “Doctrine” laid the basis for all further projects of the Foundation. Within the framework of the ideology set out in this document the Foundation launched research and design work on several priority areas: spatial development and elaboration of development strategies for regions; human resources; development of innovative economy institutions; energy.

Elaboration of strategic documents (strategies and development programs) for regions and RF constituent entities is one of the most important project directions of the Foundation.

CSR “North-West” experts participated in elaboration of the Concept of the Strategy for Socio-Economic Development of the RF Regions, the Spatial Development section of the Concept for RF Long-Term Development until 2020. In total, the Foundation has prepared over 30 long-term strategy documents for Russia’s regions. The documents were approved by the RF Regional Development Ministry, some of them received awards in the All-Russia contest of regional strategies and programs for socio-economic development.

  • The CSR “North-West” has accumulated vast practical experience in the sphere of strategic development of cites. The Foundation experts have launched a series of researches dedicated to modern urbanization process and formation of agglomerations. In 2008 the key project within the framework of this direction was the research dedicated to leading trends in urban development. The research results are constantly updated with the new data.
  • The Foundation’s first initiative in the sphere of human resources resulted in the establishment of the network School of Innovative Managers in 2001. In 2002 the CSR together with its partners set up in St. Petersburg the International School of Management offering an MBA program.
  • In 2005-2006 the CSR experts conducted a series of researches on the Russian market for educational services. The goal of research was formation of expert evaluation of major development tendencies in Russian higher education, identification of its possible reform scenarios and assessment of the effects of the higher education reform on the labor market sphere. Research results were published in a separate publication. The CSR “North-West” has developed the Concept of the National University in the Siberia Federal District (in the city of Krasnoyarsk) as well as concepts for a number of other research institutions.
  • Among the most important CSR “North-West” projects is research in the sphere of innovation economy development at different stages of its creation: from provision of assistance in search for innovation projects and evaluation of the investment potential of the area to elaboration of concepts for specific instruments for innovation development of the area, including financial, organizational and personnel elements of the infrastructure. The Foundation has conducted a series of researches within the framework of the large-scale federal project dedicated to research of the current situation in science and innovation in Russia. The project was initiated by the RF Ministry of Science and Education. The research was also conducted as part of the process of Russia’s preparation for accession to Organization for Economic Development and Cooperation (OECD). The Foundation has vast experience of work with such efficient element of innovation economy infrastructure as technoparks.
  • In 2003 Foundation started a major project, which has become a serious claim for a comprehensive analysis of the world energy base. The research findings were prepared in the format of maps and published in a separate publication - the Geo-economic Atlas for Global Energy.
  • In 2009—2010 the Foundation created the expert position on the development of global energy and became the initiator of a series of public events where industry executives, market players and experts discuss issues related to Russian energy sector reforms.
  • In 2010 the Foundation started work on making forecasts for global development trends in the energy sector, identification of promising directions in development of Russian nuclear energy and also created a forecast for development of technologies in coal based energy sector. The research results were summarized in the Geo-economic Atlas for Global Energy. The document, published in December 2011, presented a vision of the future until 2030.
  • In 2010-2012, the Foundation continued research on issues related to technological development and creation of innovative economy. Drawing on the experience of already implemented the science and technology and energy Foresight projects, the Foundation experts embarked on industrial and technology foresight in partnership with the Ministry of Industry and Trade of Russia. The project aims to get long-term forecasts for development of global manufacturing sector and technology markets. In future, the obtained results will help the Ministry of Industry and Trade to select Russia’s target positions in global industrial technology markets, coordinate strategic priorities of Industrial Policy with national economy development priorities in general and specific industries in particular, to improve the selection of innovative projects, tools and formats of cooperation with other players in the sector.
  • Summing up its experience in regional strategic planning and results of the in-depth analysis of the energy and technology issues, the CSR "North-West" turned to the issue of the development of innovation clusters. Such initiatives emerge primarily in the areas where township-forming enterprises and institutions are located and certain basis infrastructure exists, and there is a strong need for new forms and instruments for development of not only the enterprises but also of the areas that depend upon these enterprise. The goal set by the CSR "North-West" experts is not only to provide methodology for the cluster formation, but also to establish comprehensive communication between all stakeholders - organizers, government agencies and potential participants. The Foundation representatives are members of the innovation cluster councils and provide consulting support for establishment of clusters in shipbuilding, radiology, aerospace, nuclear and space technology sectors.
  • Russia’s Northwest, and the city of St. Petersburg, in particular, remain one of the main focuses of the CSR “North-West” activities. The work on elaboration of strategic development documents for the Northwest areas was continued by publication of the report "The Potential for Socio-Economic Development of St. Petersburg until 2020: Possible Strategies”. Within the framework of the preparation of the report the CSR “North-West” experts analyzed the economic development results of St. Petersburg for the last 20 years, reviewed accumulated problems, deficits and challenges. The goal of the research was to identify priority development areas for the city with due consideration of major global trends in development of cities and megalopolises and major trends in global economic development. The Foundation presented its vision of strategic development priorities for St. Petersburg at expert and public discussions about the city’s future, conducted in 2010-2012.

История

Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» начал свою работу в 2001 году с запуска масштабного проекта «Разработка контуров социально-экономической стратегии Северо-Запада России» 

Проект стал, по сути, первой попыткой концептуально осмыслить стратегию развития региона как единого территориального образования. К работе были привлечены экспертные и региональные рабочие группы, созданные в рамках соглашения ЦСР «Северо-Запад» с главами субъектов Федерации округа. В результате широкой общественности была представлена «Доктрина развития Северо-Запада России» — рамочный документ, задающий основные принципы стратегии развития России на Северо-Западе.

«Доктрина» стала базисом для всех последующих проектов Фонда. Впоследствии в рамках заданной в документе идеологии нового освоения Северо-Запада в Фонде стартовала исследовательская и проектная работа по нескольким приоритетным направлениям: пространственное развитие и разработка стратегических программ развития территории; человеческий капитал; развитие институтов инновационной экономики; энергетика.

Разработка документов стратегического характера (стратегий, программ развития) регионов и отдельных субъектов Федерации является одним из наиболее важных проектных направлений работы Фонда.

Эксперты ЦСР «Северо-Запад» приняли участие в подготовке «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов РФ», раздела «Пространственное развитие» Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 года. В целом подготовлено свыше 30 долгосрочных стратегических документов для регионов России. Документы получили одобрение в Министерстве регионального развития Российской Федерации, ряд из них удостоен премий на общероссийском конкурсе региональных стратегий и программ социально-экономического развития. 

  • Сегодня в ЦСР «Северо-Запад» накоплен большой практический опыт в сфере стратегического развития городов. Специалистами Фонда была запущена серия исследований современных процессов урбанизации и формирования агломераций. В 2008 году ключевым проектом в рамках данного направления стало исследование ведущих трендов городского развития. Данные постоянно актуализируются.
  • Первой инициативой Фонда в сфере развития человеческого капитала стала организация в 2001 году сетевой Школы инновационных менеджеров. В 2002 году ЦСР «Северо-Запад» совместно с партнерами учреждает в Санкт-Петербурге Международную школу менеджмента, готовящую специалистов по программе MBA.

  • В 2005—2006 годах эксперты провели несколько исследований по изучению российского рынка образовательных услуг. Задача исследования — формирование экспертной оценки основных тенденций развития российского высшего профессионального образования, определение сценариев его возможного реформирования и оценка последствий реформы вузовской сферы для рынка труда. Результаты работы опубликованы. ЦСР «Северо-Запад» подготовил Концепцию Национального Университета в Сибирском федеральном округе (г. Красноярск), а также концепции для ряда других исследовательских университетов.

  • Важное место среди проектов ЦСР «Северо-Запад» занимают работы в сфере развития инновационной экономики на разных этапах ее строительства: от содействия поиску инновационных проектов и оценки инновационного потенциала территории до выработки концепций создания конкретных инструментов инновационного развития территории, включая финансовые, организационные и кадровые элементы инфраструктуры. Фондом проведен ряд исследований в рамках масштабного федерального проекта по изучению ситуации в области науки и инноваций в России. Проект инициирован Министерством образования и науки Российской Федерации. Исследования также проводились в рамках подготовительных процедур вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Фонд обладает широким опытом работы с таким эффективным элементом инфраструктуры инновационной экономики как технопарки.

  • В 2003 году Фонд начал масштабный проект, ставший серьезной заявкой на комплексный анализ мировой энергетической базы. Выводы исследования оформлены в виде карт и выпущены отдельным изданием — Геоэкономический атлас мировой энергетики.

  • В 2009—2010 годах Фонд формирует экспертную позицию по развитию мировой энергетики и становится инициатором ряда публичных мероприятий, где специалистами отрасли, игроками рынка и экспертами обсуждаются вопросы реформирования российской энергетики.

  • В 2010 году Фонд приступает к работе по прогнозированию трендов развития мировой энергетики и выявлению перспективных направлений развития атомной энергетики России, а также формирует прогноз развития технологий в угольной энергетике. Итоговым документом исследования становится Геоэкономический атлас мировой энергетики. Документ представил видение будущего до 2030 года. Опубликован в декабре 2011 года.

  • В 2010—2012 годах Фонд продолжил работу по изучению проблематики технологического развития и создания инновационной экономики. Опираясь на опыт уже реализованных научного-технологического и энергетического форсайтов, эксперты Фонда приступили к проведению промышленно-технологического форсайта в партнерстве с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Цель проекта — получение долгосрочных прогнозов развития мирового производственного сектора и технологических рынков. Данная оценка в дальнейшем позволит Минпроторгу России выбирать целевые позиции страны на глобальных рынках промышленных технологий, координировать стратегические приоритеты промполитики с приоритетами развития национальной экономики в целом и других отраслей в частности, совершенствовать процесс отбора инновационных проектов, механизмов и форматов взаимодействия с отраслевыми компаниями.

  • Суммируя опыт в сфере регионального стратегического планирования, а также результаты глубокой проработки энергетической и технологической проблематики, ЦСР «Северо-Запад» обратился к теме развития инновационных кластеров. В первую очередь подобные инициативы активно проявляются на тех территориях, где размещаются крупнейшие градообразующие предприятия и институты, присутствует определенная база, но требуются новые формы и инструменты развития не только самих предприятий, но и зависящих от них территорий. Задача, которую ставят перед собой эксперты ЦСР «Северо-Запад» — налаживание не только методологического сопровождения создания кластера, но и всестороннего коммуникационного взаимодействия инициаторов, властей, потенциальных участников — всех заинтересованных сторон. Представители Фонда входят в состав советов кластеров и обеспечивают консультационное сопровождения становления кластеров в области судостроения, радиологии, авиастроения, ядерных и космических технологий.

  • Одним из значимых объектов внимания для Фонда остается Северо-Западный регион и, конечно, Санкт-Петербург. Продолжением работ по подготовке стратегических документов развития для регионов Северо-Запада стало издание доклада «Потенциал социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года: возможные стратегии». В рамках подготовки исследования экспертами Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» проанализированы экономические итоги развития Санкт-Петербурга за последние 20 лет, рассмотрены накопившиеся проблемы, дефициты и вызовы. Задачей данного исследования стало определение приоритетных направлений развития города с учетом ведущих глобальных тенденций в развитии городов и мегаполисов и ведущих тенденций развития мировой экономики. Свое видение стратегических приоритетов развития Санкт-Петербурга Фонд также представляет в рамках общественных и экспертных обсуждений будущего города, развернувшихся в 2010-2012 годах.